Елена Панкратова
Развитие географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными богатствами
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегию современного образования определяет его направленность на реализацию регионального содержания. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается: «В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина, воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье…»
Публикация «Развитие географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природными богатствами» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
На основе государственных программ разработаны региональные документы. В Законе «Об образовании Пермской области» указывается на необходимость реформирования системы общественных отношений в направлении развития демократического гражданского общества, воспитания свободного гражданина, патриота страны и края. Авторы региональных программ для дошкольников (Л. В. Пименова, А. И. Федотова, Н. Н. Ахметова) отмечают, что освоение родной природы, рукотворной культуры, народных традиций, особенностей ближайшего окружения развивают в детях ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно становление человека-гражданина.
Наш город Соликамск – неповторим и уникален по своей истории и природе, культурным традициям, быту, достопримечательностям. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее, сформировать определенные отношения к людям, населяющим город, край, страну, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей малой родины. Все эти направления должны стать содержанием образовательной работы и способствовать социализации личности ребенка.
В содержание географических представлений входят : первоначальные знания об особенностях географического положения города и края, его растительного и животного мира, природных богатствах, истории и культуры.
Для решения данной проблемы на базе нашего ДОУ была создана городская опытная педагогическая площадка по теме: «Развитие географических представлений старших дошкольников в процессе ознакомления с природными богатствами родного края».
Цель - поиск и апробация оптимального регионального и социокультурного компонента для включения в образовательный процесс работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Разработка учебно - методического комплекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города, природным, социальным, рукотворным миром, который окружает ребенка.
2. Оснащение и систематизация предметно - развивающей среды.
3. Объединение ресурсных возможностей и создание системы взаимодействия с социумом.
При отборе содержания учитывали следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста);
близости, объективности, доступности, эмоциональной насыщенности;
учета природно-климатических и культурно-исторических особенностей;
возможности трансформации информационного содержания в практическую деятельность в условиях предметно-развивающей среды. Организация работы с детьми строилась на основе методологических подходов: 123 непрерывность и преемственность педагогического процесса;
комплексное и рациональное сочетание разных видов деятельности;
деятельностного подхода, позволяющего получать и применять знания в разных видах деятельности;
личностно-ориентированного подхода, предполагающего учет психологических особенностей, возможностей, интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Учитывая уникальность, своеобразие, социокультурные особенности нашего города в основу содержания работы определили взаимодействие с социумом: Соликамским краеведческим Музеем, Музеем истории Соли, Минералогическим Музеем, Музеем истории калийной промышленности.
Реализацию данной работы определили по следующим направлениям:
1. Географическое положение города. История развития : прошлое и настоящее.
2. Природные богатства края : лес, полезные ископаемые.
3. Промышленность города.
4. Знаменитые люди города.
5. Труд родителей и его роль в жизни города.
Был разработан учебно - тематический план по каждому направлению. Такое планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе. Количество занятий в каждом блоке зависело от содержания и объема материала. К учебному плану прилагается перспективный план, в котором определены цели каждого направления, формы взаимодействия с детьми и родителями, оснащение развивающей среды.
Основные формы взаимодействия с детьми:
Целевые прогулки и экскурсии в музеи города: «Улицы нашего города», «Город древний, город молодой», «Откуда есть, пошла земля Соликамская», «Удивительный мир камня», «Путешествие по дендропарку»;
«Соленый урок», «Соликамская игрушка», «Путешествие в соляной город», «Поэты города Соликамска», «В гостях у семи гномов»;
дидактические игры, в том числе авторские «Путешествие по городу», «Достопримечательности Соликамска», «Промышленность города»;
чтение познавательной и художественной литературы: Джейн Уокер «Камни и минералы», В. Бирюков «Соликамские были», сказки В. Бажова, историческая серия Г. А. Бординских «Легенды и предания земли Соликамской», Л. П. Цыбина «Сказы Уральского кедра»;
изготовление макетов, альбомов «Соликамск - город древний, город молодой», «Соликамский музей камня», «Природа нашего края»;
встречи с интересными людьми;
создание мини-музеев; коллажей: «Чудесные превращения дерева», «Полезные ископаемые года Соликамска», «Дары леса»;
конкурсы: рисунков «Город - твой, город - мой, город - наш», чтецов «Соликамску посвящается»;
Условием для успешной реализации деятельности является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы: консультации, тренинги, папки-передвижки, информационные стенды, совместные выставки, фотоколлажи, открытые просмотры, организация развивающей среды, участие родителей в проведении мероприятий.
Для выявления качества знаний детей была разработана диагностика на основе рекомендаций А. М. Федотовой «Пермский край - мой родной край». Результаты диагностики показали: 44% детей имеют высокий уровень знаний о своем городе, 56 % - средний уровень; у детей отмечен ярко выраженный интерес к объектам ближайшего окружения и желание получать познавательную информацию. 124 Опыт нашего учреждения может быть использован в дошкольных учреждениях города как часть образовательной работы, включающей региональное содержание или как система дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Маханева, М. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ. 2005г. № 1 - с. 55
2. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край. Воспитатель ДОУ. 2008г. № 1 - с. 17
3. Морозова, С. С. Дошкольник в пространстве музея: проблемы и преимущества. Ребенок в детском саду. 2007г. № 2 - с. 81
4. Сборник Соль земли Камской. Екатеринбург, 1996г. – 176с.
5. Федотова, А. М. Пермский край - мой родной край. Пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Пермь, 2001г. – 262с.