Получи документы

Развитие художественной одарённости дошкольников

Екатерина Тимонова
Развитие художественной одарённости дошкольников

Развитие художественной одарённости дошкольников.

В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества.» В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.

Публикация «Развитие художественной одарённости дошкольников» размещена в разделах

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс) [ 3,5 ]; о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).[ 1,2 ]

Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на развитие ребенка, становление различных психических функций, может служить показателем развития. И детский рисунок как результат художественно-творческой деятельности может стать показателем развития личности ребенка. Детский рисунок несет в себе отпечаток личности, ее восприятия мира, настроения и состояния.

Изобразительная и художественно - творческая деятельность предоставляет возможность развития воображения, гибкости и пластичности мышления. В первые годы жизни ребенка особенно важным становится развитие зрения и моторики, сенсомоторной координации.

Итак, следует рассмотреть само понятие «одаренность». В Федеральной целевой программе «Одаренные дети» понятие одаренности раскрывается как «системное качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»

Как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей ребенка. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность и исследовательская активность. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно - следственные связи и делать соответствующие выводы Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Одаренных детей отличает их большой словарный запас, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна

Далее перейдем к рассмотрению понятия «художественное творчество». В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «художественный» представлено как относящийся к искусству, к деятельности в области искусства [ 4 ].

Аспектами художественного творчества и, в частности, художественного творчества дошкольников, занимались Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина и др. [ 1 ].

Уже в первые годы жизни можно выделить такие факторы, которые способствуют раскрытию художественной одаренности : это эмоциональная окрашенность, стремление к одушевлению предметов, явлений; это игра, как активное выражение значимых для ребенка переживаний

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. Художественно-творческая деятельность оказывает преобразующее влияние на личность ребенка, создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных способностей.

Ребенок, обладающий художественно-творческой одаренностью проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность при рассматривании и в обследовании произведения искусства, дает оценку его основным эстетическим характеристикам, отражает понимание выбора средств выразительности художника в соответствии с замыслом в содержании суждений. Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствоведческой беседы, с увлечением занимается творческой деятельностью.

Одной из важнейших задач педагогов в работе с одаренными детьми является создание наиболее благоприятных условий для погружения в мир искусства. Перед одаренными детьми следует ставить такие задачи, которые не имеют «правильных» и общих для всех решений. Не следует форсировать гонку за результатами. Творческий рост должен совершаться естественно. Основой его должно быть собственное эстетическое отношение дошкольника к жизни. Освоение специальных навыков не должно становиться формальным натаскиванием, а должно стать подспорьем в творческом переосмыслении окружающего мира. Следует также не допускать ситуаций, когда одаренный ребенок становится средством самореализации педагога, который навязывает свое видение, средства выразительности. Гибельным для личностного и художественного развития детей может стать ситуация пренебрежительного отношения к продуктам детского творчества.

Публикации по теме:

Формирование интереса к художественной литературе у старших дошкольниковФормирование интереса к художественной литературе у старших дошкольников 2 На сегодняшний день, интерес к чтению у детей заметно снижен. Чтение заменили аудиозаписи и различные гаджеты. Возможность применения.

Методическая разработка «Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии» Пояснительная записка. Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики. «Развитие детской художественной.

Развитие речевой активности детей через приобщение к художественной литературе Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература. Надо глубоко осознать сказанное.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой Ознакомление дошкольников с художественной литературой Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература.

Развитие речи посредством приобщения детей к художественной литературе Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы,мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает.

Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы Развитие творческого воображения дошкольников средствами художественной литературы (выполнила : воспитатель Примаченко С. Ю.) Воображение.

Родительское собрание «Условия развития детских способностей и одарённости» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – Игринский детский сад № 8 Родительское собрание.

Роль художественной литературы в развитии дошкольников Роль художественной литературы в развитии дошкольников. Воспитатель средней группы детского сада «Теремок» с. Санатория Алкино РБ Аслямова.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Влияние художественной литературы на развитие детской речи Роль общения в жизни человека огромна. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким мы видим общение с нашими детьми?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественной одарённости дошкольников
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 08:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД