МААМ-картинки

Развитие игровой деятельности средствами макетирования

елена Данько
Развитие игровой деятельности средствами макетирования

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Необходимыми условиями организации образовательной деятельности выступают :

- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;

- создание особой предметно пространственной среды позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.

Публикация «Развитие игровой деятельности средствами макетирования» размещена в разделах

Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый – партнер, создающий образы сюжетосложения и собственно предметная среда, активизирующая детскую игру.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Ведущей деятельностью в жизни старших дошкольников является режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает игровую ситуацию, придумывает события с персонажами.

Для того чтобы режиссерская игра получило свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, в нашем детском саду является макет.

Универсальный макет – знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию и объединяющий участников совместной режиссерской игры.

Макет наполняется разнообразным предметным материалом и его достоинство состоит в том, что он допускает вариативное использование мелкого игрового материала.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГР С МАКЕТАМИ

Задачи:

1. Придумать сюжет на основании имеющегося макета с предметами (фигурки, макеты пространства, предметы, помогающие производить действия) и развивать его одному или с партнером.

2. Подбирать предметы заместители для обогащения сюжета игры с макетом.

3. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Приемы:

1. Предоставление дополнительного материала для игры с макетом.

2. Беседа после игры, выделение интересного сюжета, анализ ролевого поведения детей.

3. Совместная игра с детьми с цель увлечь их, развить фантазию.

4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путем чтения, рассказывания, бесед, просмотров видеофильмов.

Макет "Русская изба"

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ МАКЕТА

«ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА»

Цели:

• расширение и систематизация знаний детей о жизни животных в Юрском периоде.

• применение знаний, подученных в ходе просмотра видеофильмов, чтения художественной литературы, в процессе игры с макетом;

• активизация игры детей с мелкими игрушками;

Предметный материал: фигурки динозавров и деревьев, мох, элементы ландшафта.

Оборудование: Цветная и фактурная бумага, пенопласт, картон, ножницы, клей, пластилин, гуашевые краски, иллюстрации, кисти разного размера, баночки с водой.

Мероприятие Задачи

I этап – предварительная работа

Просмотр видеофильма «Юрский период».

Формирование у детей представлений об особенностях жизни животного мира в Юрском периоде.

Чтение энциклопедии «Все о динозаврах».

Знакомство с особенностями окружающего мира во времена существования динозавров.

Дидактическая игра «Животные». Закрепление представлений детей об особенностях жизнедеятельности животных во времена Юрского периода.

Викторина «Динозавры». Закрепление знаний о названиях животных Юрского периода. Формирования умения выполнять задания в команде. Развитие внимания, памяти, речи.

II этап – художественно-творческая деятельность

Коллаж «Удивительный мир Юрского периода».

Продолжение знакомства детей с окружающим миром во времена Юрского периода.

Обучение вырезанию изображений пейзажей, соответствующих выбранной тематике. Активизация интереса к работе с различными материалами. Закрепление навыков работы с ножницами. Развитие произвольного и непроизвольного внимания воспитанников.

Ручной труд

«В стране динозавров». Обучение детей мастерству поделок детей из природного материала и соленого теста. Продолжение знакомства с жизнедеятельностью динозавров. Развитие мелкой моторики.

Взаимодействие с родителями. Консультирование и обсуждение с родителями тем: «Как правильно смотреть познавательные передачи с детьми?», «Как изготовить макет в домашних условиях».

Приобщение к процессу изготовления макетов природы во времена Юрского периода.

Составление макета «Парк Юрского периода» Формирование интереса детей к процессу изготовления пейзажей с использованием природного и предметного материала. Развитие конструктивного мышления. Показ преимуществ коллективной работы. Создание условий для зарождения режиссёрской игры.

III этап – развитие и активизация игры с макетом

Дополнение макета новым природным и предметным материалами, составление и театрализация рассказов или сказок как игровых сюжетов. Организация игр с макетом на примерах следующих игровых ситуаций : «Путешествие в парк Юрского периода», «Мелколапка заблудился», «В поисках приключений» и т. д.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ

МАКЕТА «РУССКАЯ ИЗБА»

Цели:

• приобщение дошкольников к культурным традициям Родины

• расширение представлений о быте русских народов в прошлом и в современной жизни;

• формирования умения развивать и усложнять сюжет игры с макетом, используя полученные знания

Предметный материал: фигурки людей, домашней утвари.

Оборудование: Цветная и фактурная бумага, пенопласт, картон, ножницы, клей, пластилин, гуашевые краски, иллюстрации, кисти разного размера, баночки с водой, коробочки разных размеров, текстильная лента, природный материал.

Мероприятие Задачи

I этап – предварительная работа

Экскурсия в местный краеведческий музей. Знакомство детей с экспонатами музея: предметами быта и декоративно – прикладного искусства России. Развитие эстетических чувств (удивление, восхищение, радости от общения с произведениями народного творчества).

Воспитывать уважение к культурному наследию родного края.

Рассматривание тематического альбома «Ремесла Руси». Продолжать знакомить детей с основными видами декоративно – прикладного искусства России, особенности традиционных ремесел.

Дидактическая игра «Что предмет расскажет о себе?» Знакомство с назначением предметов, облегчающих труд и быт людей на Руси. Поиск детьми особенностей предметов русского быта: размеры, форма, цвета, материалы, части, функции, назначение в прошлом. Обучение нахождению предметов разной формы, но имеющих одно и тоже назначение. Обогащать словарь детей.

Развлечение

«Русские посиделки».

Создание душевной атмосферы, доброжелательной, по-домашнему теплой обстановки. Приобщение детей к участию в русских играх, танцах, конкурсах, развитие творческой активности.

Викторина «Люби и знай родной свой край».

Обобщение и систематизация знаний детей о разнообразии предметного и природного окружения малой родины, особенностях русского костюма, быта, архитектуры. Формирование целостного представления о декоративно - прикладном искусстве России. Продолжение знакомства дошкольников с культурными традициями родного края.

II-й этап – художественно-творческая деятельность

Конструирование из полос бумаги «Плетень». Формирование представления о ремесле плетения из ивовых прутьев. Знакомство детей с техникой и различными способами плетения. Развитие общей ручной умелости, мелкой моторики рук, глазомера, координации в системе «глаз-рука». Воспитание самостоятельности и инициативности.

конструирование из текстильных лент «Половичок». Знакомство детей с искусством ковроткачества – основными приемами и техникой плетения из нескольких лент. Поощрение самостоятельности при выборе цвета, ширины лент, способа их чередования. Воспитание художественного вкуса.

Конструирование из бумаги с элементами рисования «Русская изба».

Формирование у детей интереса к процессу изготовления макета русской избы из бумаги. Развитие конструктивного мышления.

Формирование интереса к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.

Рисование «Подсолнушки- маленькие солнышки». Обучение изображению подсолнухов. Умению передать характерные особенности их строения и окраски. Поощрение творческого подхода к выбору техник и материалов.

Аппликация с элементами рисования «Красивое полотенце». Знакомство детей с техникой вышивки крестом. Приобщение детей к художественно-декоративной деятельности. Формирование умения использовать элементы традиционной русской вышивки для украшения рушника. Побуждение к самостоятельному созданию декоративных орнаментов. Развитие чувства цвета.

Изготовление коллажа «Дары земли русской» (коллективная работа). Систематизация знаний детей о плодородной русской земле, труде взрослых, благодаря которому эти дары появляются на столе. Обучение рисованию овощей и фруктов разными изобразительными материалами (восковыми мелками, фломастерами, маркерами, отбору фотографий, рисунков из журналов и газет, составление из них коллажа. Создание условий для свободного экспериментирования детей с разными материалами и инструментами.

Тестопластика «Петушок и курочка». Обучение детей лепке объемных изображений петуха и курочки, умению передать их форму и характерные особенности. Развитие глазомера, мелкой моторики. Воспитание самостоятельности и инициативности при выборе средств художественной выразительности.

Тестопластика «Котя-коток». Обучение лепки фигурки котика, умению передавать форму, строение, характерные особенности его внешнего вида. Формирование интереса к экспериментированию с художественными материалами для изображения пушистой «шубки».

Тестопластика

«Свинки».

Закрепление умение лепить животных, передовая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжение освоение технике лепки из соленого теста.

Тестопластика

Лепка фигурок крестьянина и крестьянки и их детей (на выбор). Обучение детей лепке фигуры человека умение передавать форму тела и отдельных частей, пропорции, детали русского народного костюма. Знакомство с традиционными русскими народными костюмами. Воспитание самостоятельности при выборе дополнительных материалов, средств образной выразительности.

Роспись готовых фигурок. Закрепление расширение представления о традиционной одежде русского народа. Продолжение формирования технических умений и навыков росписи изделий из соленого теста.

Тестопластика

Лепка предметов русского быта. Формирование представление о гончарном искусстве русского народа. Обучение детей лепке разнообразной посуды.

Роспись готовых изображений русского народного быта.

Закрепление навыков росписи изделий из соленого теста по мотивам русских народных орнаментов. Стимулирование творческого подхода к выбору элементов и составлению из них композиций для украшения посуды.

Взаимодействие с родителями. Включение родителей в воспитательно – образовательную работу и совместное выполнение с детьми творческих заданий. Составление генеалогического древа «Мой род», оформление рецепта любимого в семье блюда русской народной кухни. Участи в творческом конкурсе «Ты, Русь, наша Родина». Участие родителей в изготовлениии предметов русского народного быта, старинных фотографий для демонстрации детям.

Составление макета

«Русская изба». Продолжение знакомства детей с макетированием как видам художественно – конструктивной деятельности. Обучение умению коллективно обдумывать способы расположения фигурок, передача с помощью подручного материала образы русской народной избы. Формированию у детей устойчивого интереса к игре с макетом.

III –й этап развитие и активизация игры с макетом

Обыгрывание рассказов или сказок как игровых сюжетов. Организация игр с макетом на примерах следующих сюжетов из жизни русского народа в прошлом и сегодня: «Будни русской семьи», «Труд крестьянина и крестьянки (по сезонам)», «Праздники в русской семье», «Русская семья, её обычаи и обряды», «Гости приехали». Обыгрывание ситуации с использованием фигурок домашних животных: «На птичьем дворе», «Непослушный поросёнок», и др.

Использование пространства макета для игр с дошкольниками на развитие памяти, внимания, мышления и воображения: «Что изменилось?», «Кто больше заметит небылиц?», «Кому что нужно?».

Библиография.

1. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей 3-7 лет – М. : Сфера 2010.

2. Новоселова С. Л., Трифонова Е. В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного возраста// Преемственность в воспитании детей: Теория и практика. Смоленск 2001.

3. Трифонова Е. Р. Режиссерские игры в детском саду// Игра и дети № 4 2009.

4. Трифонова Е. В. Режиссерская игра : ее особенности и значение для развитие ребенка дошкольника // Игра и дети 2005, № 4.

5. Трифонова Е. В. Игры с макетам. //Обруч 2010г. № 2 с. 32-35.

6. Трифонова Е. В. Организация предметно – игровой среды : еще один взгляд на проблему, //Современный детский сад 2010г.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Игра – приветствие: «Назови ласково друга по имени» - представиться гостям, называя друг друга по имени ласково Ритуал: Собрались все дети.

Развитие мышления средствами конструктивной деятельности у старших дошкольников Развитие инженерного мышления через конструктивную деятельность с использованием ИКТ. Демидович Валентина Викторовна воспитатель ГДО МОКУ.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей средствами театрализованной деятельности Воспитатель: Кобликова Валентина Владимировна В 2018 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей через.

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.

Развитие речи ребенка средствами театрализованной деятельности Развитие речи ребенка через театрализованную деятельность Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности .

Семинар-практикум «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с играми математического содержания,.

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие игровой деятельности средствами макетирования
Опубликовано: 21 марта 2019 в 07:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД