Ольга Ефимова
Развитие интонационной выразительности речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Термин «интонация», - пишет В. И. Казакова, - имеет два значения - узкое и широкое. При узком понимании интонация сводится к мелодике речи, т. е. к повышению и понижению тона, к изменению голоса по высоте.
При широком понимании интонация (от лат. Intono - громко произношу) представляется совокупностью просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.
Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также эмоциональной окраски.
А. М. Бородич в своей работе над выразительностью обращает внимание на то, что «непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, четкая сторона детской речи. Более сложно сформировать выразительность произвольную, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления».
Борисова Е. А. выделяет среди дошкольников несколько групп:
1) Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
2) Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
3) Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие и демонстрирующие их в дальнейшем;
4) Дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Пользуясь данной классификацией, проанализировала данный речевой компонент у детей. Было выяснено, что к первой и к четвёртой группе на начало обучения в группе компенсирующей направленности можно отнести - 20% детей, ко второй группе-24%, к третьей группе -36%.
На конец обучения: первая группа составила-60%, вторая группа -25%, третья группа - 15%, четвертая группа -0%.
Задачи развития интонационной выразительности речи
Задачи развития выразительности речи, их основное содержание, содержатся в разделе «Воспитание звуковой культуры речи» и заключаются в следующем:
- формирование четкой артикуляции звуков родного языка;
- формирование ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания;
- формирование умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, ритм и тембр).
Данные задачи решаю во время проведения фронтальной, а также во время индивидуальной работы. Во фронтальные логопедические занятия включаю работу над общими речевыми навыками детей, а именно работу над правильным речевым дыханием и звукопроизношением, интонационной выразительностью. Новшеством на фронтальных занятиях стало выполнение фонетической ритмики, во время проведения которой, произнесение звука сочетается с общими движениями и соответствующей интонацией. Учу детей использовать качества голоса, как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей. Для этого использую физминутки с логоритмическими упражнениями без музыкального сопровождения, позволяющие развивать гибкость детского голоса, говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко (в соответствии с естественной высотой голоса).
Этапы формирования интонационной выразительности речи
Формирование интонационной выразительности речи проходит в два этапа.
1. Формирование навыков восприятия отдельных интонационных компонентов :
(Мелодики темпа, ритма, тембра, логического ударения).
2. Формирование навыков использования интонации в собственной речи.
Приёмы формирования интонационной выразительности речи
1. Приём сопоставительного анализа
(сопоставление анализа двух образцов одного и того же рассказа).
2. Приём «дирижирования»
(повышение или понижение тона голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз).
3. Приём «регулирования громкости радио» (повышение или понижение силы голоса).
Большая роль отводится ежедневному закреплению полученных навыков у детей перед их выступлением на аудитории.
Театрализованная деятельность открывает широкие перспективы формирования выразительности речи детей, является одним из наиболее эффективных методов в решении данной задачи. Театрализованная деятельность в нашей группе успешно реализована в нашей совместной работе с воспитателями в рамках проекта «Что за чудо, эти сказки». Проектная деятельность с детьми - одно из новых направлений, которое использовано не только для формирования способности к эмоциональным переживаниям, но и воспитания выразительной речи детей с общим недоразвитием речи.
Для родителей в родительском уголке была подготовлена информация на тему «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста», в которой также раскрывались совместные задачи по воспитанию интонационной выразительности.