Лучший педагог года

Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Наталья Летуновская
Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие детей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.

Публикация «Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах

Основное содержание воспитания основ коммуникативной культуры реализовывалось в игровых видах деятельности, в которые были интегрированы ценности культуры (Добро, Красота, Истина, взаимопонимание).

В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (военный, полицейский, фея, принцесса и т. д.). В игре происходит воспитание ребёнка, как будущего мужчины или женщины. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно – бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движения.

Мальчики любят очень покричать, побегать во время игр, им нужно как можно больше пространства, нужно куда-то применить свою силу. В этом случае я их не ругаю, а пытаюсь направлять, используя игровую ситуацию в нужное русло.

Существует еще одна закономерность в играх мальчиков – они играют недолго, например, в отличие от девочек этого же возраста. Возникающие в игре конфликты решаются ими посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Через сюжетно - ролевую игру я могу учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общение. Я понимаю, что для будущего мужчины это крайне важно - научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.

Перед сюжетно–ролевой игрой я с детьми проигрываю ситуации, позволяющие ребятам договориться при выборе роли. Например: Влад и Денис выбрали игру «Такси». Влад хочет быть водителем, а Денис пассажиром. Но варианты игры предлагают разные. Спор мальчиков перерастает в конфликт. Ребята не могут договориться в какой вариант игры играть, каждый настаивает на своем. Тут подключаюсь я.

- Что же делать? У вас разные варианты игры?. Влад хочет так, а Денис хочет по-другому. Давайте подумаем, как же можно поступить, чтобы никого не обидеть.

Мальчики предлагают свои варианты. Далее я вместе с Владом и Денисом приходим к общим вариантам решения проблемы:

1. Можно сначала поиграть в один вариант игры, а потом – в другой.

2. Можно выбрать, в какой вариант игры играть с помощью жребия.

3. Можно объединить два варианта игры.

4. Можно что-то взять из одного варианта игры, а что-то из другого.

Выбираем с мальчиками любой вариант решения ситуации и его проигрывают.

Будущие мужчины, любят игры, требующие силы, мужественности, воли и характер, они связаны с типично мужскими профессиями и проявлениями. Мальчики больше увлекаются ролью, пытаясь продумать все нюансы: если водитель, то какого транспортного средства, кого или что везет, куда едет. Само ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный характер.

Мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Я делаю акцент на то, что в ходе военных и героических игр, их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Любимые игры мальчиков это «Военные», «Моряки», «Пожарные», «Строители» и др.

Не стоит забывать, что мальчики более возбудимы, нетерпеливы, раздражительны, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе, агрессивны, чаще воспринимают негативную информации, они кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, и в тоже время быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность. Мальчики в нашей группе охотно конструируют из крупного строительного материала. Например, Арсений с Вовой из большого конструктора построили автопарк и позвали поиграть других ребят в машинки. Они рассказали, где можно парковать машины, и как лучше это делать. Мальчики увлеклись совместной игрой, и я предложила им сконструировать разные модели машин из конструктора. Мальчики рады были, что им поручена «тяжелая» работа» и с удовольствием её выполнили.

Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей: матери, жены, хозяйки и процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций: им нравится готовить обед, кормить дочку, делать прическу, совершать покупки.

Поэтому девочки играют долго, для них важно довести игру до конца. Девочки в игровом процессе более стереотипны, но, вместе с тем, и последовательнее. Творчество проявляется в придумывании ролевых действий для одной роли, которую исполняет девочка.

Любимые игры девочек «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки-матери» или «Семья», «Поликлиника» и другие.

Девочки в нашей группе любят играть в уголке ряженья. Они одевают накидки, юбки и играют в игры с разным сюжетом. Например, Полина надела длинную юбку до пола, собрала волосы в хвост на макушке, взяла микрофон и стала петь, а девочки стали ей аплодировать. Мальчиков привлекла эта игра, и они присоединились к девочкам, Дима взял гитару и стал подыгрывать Полине. Детям было интересно, и игра проходила в дружеской атмосфере.

Игровые группы, возникающие на основе личного интереса, - самые устойчивые по составу группы. На этой основе развиваются и живут играющие коллективы детей. Общественность здесь выражена в сложном виде оценочного отношения друг к другу.

Чтобы преодолеть разобщённость между мальчиками и девочками, я организую совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчик может быть не только воином, но и изобретателем, врачом, а девочка – не только принцессой, но и капитаном космического корабля, и учёным, и исследователем, и мамой.

В развитой ролевой игре с её сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируются творческое воображение. На развитие взаимоотношений детей в игре огромное влияние оказывает овладение ими структурными компонентами игры: ролью, правилами. Готовя ребенка к игре или играя с ним, я активизирую детскую фантазию, придумываю с ним игровые сюжеты и ролевые действия, обсуждаю правила взаимоотношений между героями, важно научить и мальчика и девочку усложнять игры, которые привлекают их: комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, воспитанники, сыновья и дочери готовятся к нестереотипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия с другими людьми.

Для примера я взяла игру «Цирк» :

Я: Ребята, вы были в цирке? Вам там понравилось? Что больше всего понравилось?

А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные?

Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?

Волшебное животное- это животное, которое может быть, например, кошкой, но хрюкать, как свинья. Или животное, которое может быть, например, тигром, но лаять, как собака. То есть волшебной животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?

Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится? (Дощечка, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)

- Волшебных животных будет много, значит арену нужно сделать большой.

Вместе с ребятами строим арену цирка.

- Ну вот, арена готова! Какие у нас будут роли. Как вы думаете?

Кроме волшебных животных у нас будут дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например, дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять волшебное животное; совместный танец; совместную игру; песню: волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.

Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, кто дрессировщиками. А потом поменяться местами: мальчики будут волшебными животными, а девочки – их дрессировщицами. Теперь надо разбиться на пары: дрессировщица и животное. Каждая пара придумывает себе название.

А затем девочки придумывают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумывают выступление с этим животным.

Я как организатор выступлений помогаю каждой паре. Затем мы определяем, кто за кем будет выступать. Делаем это при помощи считалочки.

- Ребята, мы совсем забыли про зрителей. Кто будет смотреть выступление?

А давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон.

Далее я объявляю пару. Пара показывает свое выступление. Все друг другу хлопают.

После выступлений благодарю ребят. Говорю, что все ребята талантливые.

Да, игру предложила я, но играли исключительно дети сами. А, я следила и направляла по необходимости детей, что бы они умели договариваться, распределять роли, были вежливы, тактичны друг к другу, корректно вели себя в спорах если они возникали, т. е. были коммуникативно культурны.

Игры мальчиков и девочек дошкольного возраста требуют особой организации игрового пространства: небольшого и стабильного для девочек, с игрушками и игровым оборудованием для конкретных игровых сюжетов и ролевых действий. Простора для мальчиков с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Это важно, так как среда и в том, и в другом случае активизирует игру ребенка, развивает ее.

Для игровой деятельности детей я постоянно пополняю и обновляю такие сюжетно-ролевые игры, как «Больница», «Магазин», «Набор автослесаря».

Развитие коммуникативных навыков для старших дошкольников чрезвычайно важны, их успешность и состоятельность оказывают сильное влияние на самооценку, успеваемость и развитие личности.

Личность является категорией половой принадлежности…. «никакие новые педагогические технологии не способны формировать личность ребёнка средствами «бесполой» педагогики….»

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. Он решает важную проблему не только индивидуального развития, но и гендерной идентификации и самореализации личности.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

«Школа нравственности». Консультация для родителей С чего начинается усвоение ребенком норм нравственности? Прежде всего, с понимания и усвоения понятий, что такое хорошо и что такое плохо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Опубликовано: 6 марта 2014 в 19:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД