МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, неуспешных в общении

Наталья Плотникова
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, неуспешных в общении
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в связи с быстро меняющимися социально-экономическими условиями повысились требования к членам современного общества. Человеку необходимо быстро адаптироваться к новой ситуации, уметь контролировать свои эмоционально-волевые стороны, находить контакты с другими людьми, быть коммуникабельным и общительным, проявлять уважение и сдержанность.

В данный момент наблюдается увеличение количества детей с проблемами в общении, в речи, малообщительных, гиперактивных. Причиной этого может быть уменьшение количества многодетных семей и семей, где вместе проживает несколько поколений; нехватка времени у родителей для полноценного общения с детьми; насыщенность теле- и видео- информацией, где ребенок является лишь пассивным слушателем; недостаточные возможности традиционного обучения.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, неуспешных в общении» размещена в разделах

Успешность ребенка в общении со сверстниками - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. У детей, непопулярных в группе сверстников, формируются разного рода защитные механизмы, выражающиеся в поведении в разных формах: от враждебности и агрессивности до замкнутости и застенчивости. Педагоги-психологи детских садов призваны оказывать помощь детям, испытывающим трудности в общении. Используя социометрические методы, можно выделить таких детей в рамках каждой группы детского сада и, объединив их, проводить коррекционные занятия.

Коррекционная программа развития коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста, не успешных в общении, представляет собой систему коррекционных игр и занятий, имеет ту же логику построения. Она разработывается для детей,имеющих проблемы в общении со сверстниками;

учит взаимодействовать со сверстниками не только при условии отсутствия конкурентных отношений, но и в условиях конкуренции, возникающей в естественном игровом взаимодействии (подвижные игры с правилами) в любом детском коллективе.

Цель: научить детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Работа строится в течение 8-9 месяцев в подгруппах по 5-7 человек, продолжительность каждого занятия соответственно возрасту детей. Коррекционная программа проходит в 4 этапа длительностью от 1,5 до 2,5 месяцев. Каждый этап имеет свое наполнение коррекционными играми и игровыми упражнениями, расположенными в определенной логике с постепенным усложнением.

Ведущим коррекционных игр и занятий может являться психолог, а также педагог дошкольного учреждения. Участие родителей в данной программе обеспечивается на уровне психолого-педагогического сопровождения родителей психологом или педагогом, ведущим коррекционные занятия.

1 этап

Цель: помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребенка от других, увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а партнеров по игре, товарищей.

Задачи:

• помочь детям познакомиться, снять телесное напряжение;

• сформировать положительное отношение к ситуации занятия со сверстниками;

• создать условия для безопасного общения в группе с помощью подбора игр, не требующих конкурентных отношений;

• научить детей оказывать и принимать поддержку сверстников.

Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью исключаются игры, носящие соревновательный характер, наоборот, следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.

Структура занятий на первом этапе включает игры и игровые упражнения, призванные помочь детям познакомиться, снять страх тактильных контактов, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками. Взрослый должен быть готов к тому, что разным детям для этого потребуется разное количество времени. Все игры должны быть основаны только на добровольном участии. В каждой группе всегда есть часть детей, которым необходимо наблюдать за происходящим со стороны, и лишь после этого они могут присоединиться к общей игре. На этом же этапе необходимо дать ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и задают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки" или уступить дорогу на узком мостике.

Игры и игровые упражнения для 1 этапа

"Самопрезентация". Выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка "Ты Андрей" и повторяют его движение.

"Назови соседа ласково". Перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

"Встаньте только те, у кого. ". По команде взрослого поднимаются только те, у кого, например, есть сестра, собака.

"Купаемся в хорошем настроении". Круг сетей символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха, наполняем ее хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений.

«Добрые волшебники» Все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

"Волшебные очки". Каждый игрок, который надевает волшебные очки, все и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Царевна Несмеяна». Водящий - царевна Несмеяна. Остальные игроки стараются развеселить водящего разными способами.

"Бездомный заяц". Домиков для зайцев на один меньше, чем самих зайцев. По сигналу "волк идет" зайцы должны спрятаться в условные домики. Ситуация с бездомным зайцем побуждает детей оказать поддержку.

Результаты: отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям, активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентных отношений.

2 этап

Цель: научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова, понимать эмоциональные состояния,

Задачи:

• привлечь внимание детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию, поведению;

• научить детей понимать разные языки общения : мимику, движения, прикосновения, голос (интонацию) и др. ;

развить у детей умение самим адекватно использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.

Игры и игровые упражнения для 2этапа

"Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем". Игроки загадывают и молча показывают любые действия водящему, тот отгадывает.

"Зеркало". Игроки как можно точнее повторяют движения за водящим.

"Договорись глазами". Игроки располагаются по периметру комнаты. Они молча, подмигивая друг другу, ищут пару и меняются местами.

«Узнай настроение по пиктограмме» (назови) Подбери заданное настроение (на карточках).

Найди грустного, веселого, сердитого. человечка. Каждому ребенку дают зеркало и предлагают внимательно посмотреть в него и найти веселого, грустного, удивленного, спокойного, испуганного человечка. Необходимо добиваться правильных мимических движений, участия не только рта, глаз, но и бровей.

Доскажи: "Я сержусь, когда. "; "Когда меня ругают, я. "

Скажи фразу (веселым, сердитым, грустным. голосом).

«Покажи заданную эмоцию» Взрослый называет эмоциональное состояние человека, а дети мимикой показывают.

Результат: дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами и считывать на уровне пиктограмм, сюжетных картинок, мимики, поз, голоса, прикосновений людей. Понимают и могут отразить эмоциональное состояние сверстника.

3 этап

Цель: овладение детьми высшей формой игровой деятельности - подвижными играми с правилами.

Прежде чем обозначить задачу третьего этапа коррекционной работы, необходимо отметить, что большинство подвижных игр с правилами предполагают умение ребенка учитывать позицию сверстника, элемент соревнования, проигрыш или выигрыш одного или нескольких игроков. Любой проигрыш вызывает переживание ребенком собственной неудачи, которое усиливается тем, что ситуация неуспеха переживается на фоне успешности других игроков. Если предложить такого рода игры детям, не имеющим внутренней эмоциональной устойчивости, опыта саморегуляции негативных эмоциональных состояний, то результаты, полученные после первых двух этапов коррекционной работы, быстро исчезнут.

Задачи:

• сформировать у детей эмоционально-волевую саморегуляцию поведения (умение преодолевать себя) на основе выполнения правил в игре;

• научить детей осознавать собственные негативные эмоции и освобождаться от негативных эмоциональных состояний;

• изменить отношение детей к ситуации проигрыша, овладеть способами самоподдержки.

Достичь этого можно только на пике интереса и потребности детей в общении со сверстниками, которые возникают и реализуются в подвижных играх с правилами. Данный этап работы является эмоционально насыщенным и требует большой осторожности, терпения и такта со стороны взрослого, который должен помочь ребенку справиться с собственными негативными переживаниями, научиться проигрывать достойно. Актуальной остается поддержка ребенком себя и сверстника. Учимся любую ситуацию воспринимать с разных точек зрения, находить способы самоподдержки, получать удовлетворение от преодоления себя, роста собственных возможностей.

Игры и игровые упражнения для 3 этапа

«Займи стул» Стульев на один меньше, чем игроков. Дети идут друг за другом. По сигналу взрослого они должны занять стулья. Тот, кому не досталось свободного места, - проиграл. Достойно проиграть, значит не обидеться, не заплакать, не проявить физической агрессии в сторону других и не бросить игру.

Упражнение "Придумай, как себя поддержать». В случае проигрыша каждый человек может сказать себе слова поддержки. Какие слова ты скажешь себе?".

Беседа "Что я чувствую, когда выигрываю? Проигрываю?".

"Я вулкан". Игроки учатся сообщать о своем негативном настроении окружающим и освобождаться от негативных эмоций.

Подвижные игры "Запретное движение", "Хитрая лиса", "Чай, чай, ВЫРУЧАЙ", "Да" и "нет" не говорите», "Платочек", "Колечко, колечко» .

Результат: умение детей выполнять правила в игре, адекватно реагировать на ситуацию проигрыша, освобождаться от негативных эмоций самостоятельно, приемлемыми в ситуации общения способами. Умение выбирать водящего с помощью считалки.

Публикации по теме:

Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.

Воспитатель-кто он? Профессия воспитателя довольно древняя и зародилась еще в Древней Греции. Педагог относится к типу: «Человек - Человек» и связана с общением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, неуспешных в общении
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 16:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, неуспешных в общении» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Плотникова (УИ 288399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД