светлана хименко
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 Развитие коммуникативных умений посредством игровой деятельности
Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Часто дети не умеют договариваться о сюжете игры, распределять роли, они не в состоянии играть длительно, игра не отражает действительности в полной мере. Интерес к играм неустойчив, дети испытывают затруднения в организации коллективных игр. У некоторых детей проявляется жестокость, драчливость, немотивированное упрямство, негативизм (противодействие просьбам, замкнутость, подчиняемость.
Публикация «Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Таким образом, перед нами встает задача объединить детей в единый коллектив, научить общаться, поддерживать дружеские взаимоотношения.
Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой.
Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину. В методике руководства игрой Н. М. Крылова выделила 4 этапа (направления).
I этап Подготовительный.
Задачи:
1. Выявить знания, умения, навыки, которые имеются
2. Обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые он стремился бы воплотить в игре: знания о действиях, об отношениях.
II этап Обучение игре.
Задачи:
1. Обеспечить становление всех компонентов игры.
2. Создать игровую ситуацию, которая бы вызвала интерес к игре.
3. Учить выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании такого образа, результаты которого служат людям.
III этап Собственные игры детей.
Задачи:
1. Выявить в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, наметить дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения).
2. Проводить анализ с детьми (кто хорошо выполнил роль).
IV этап. Творческая игра на уровне самостоятельности.
Задачи.
1. Обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета.
2. Изучать личность ребенка.
3. Формировать коллективные взаимоотношения детей.
2. Организация исследования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
В основу работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста положен комплекс методов: игровой тренинг, анализ игровых проблемных ситуаций, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, психогимнастика, чтение, обсуждение и драматизация литературных произведений.
Методика диагностики развития игры.
1. Наблюдение за поведением ребенка в игре.
Цель наблюдения:
Установить наличие или отсутствие у детей нравственных представлений, способы поведения, способы взаимодействия в игровой деятельности.
Выявить особенности игровых проявлений, обусловленные индивидуальностью ребенка, условиями его воспитания.
Изучить характер происходящих изменений в развитии сюжетно – ролевой игры под влиянием специально применяемых воспитателем мер педагогического взаимодействия.
Проведение наблюдения - в один из моментов игры воспитатель говорит о том, что ему нужно поработать, а детям предлагается поиграть со знакомыми игрушками самостоятельно и обращаться к нему лишь в тех случаях, когда им не обойтись без его помощи. Воспитатель и психолог наблюдает и записывает результаты. Фиксируют все обращения к нему (вопросы, просьбы, жалобы, сообщения) отмечая при этом, форму обращения (вежливая, спокойная, возбужденная).
Одновременно ведутся наблюдения за взаимоотношениями детей в игре, за всем игровым процессом, фиксируются все проявления общественного поведения детей, играющих в группах, и тех, кто не принимает участие в игре (по какой причине).
Показатели для оценки сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень – предпочитает играть с сюжетными игрушками – копиями; самостоятельно не включает в игру предметы заместители. Не обозначает игровую роль, игровые действия не выстраиваются в смысловую цепочку, преобладают стереотипные манипуляции с сюжетными игрушками или частая хаотическая смена игрушек или игровых действий. Не включается в инициативные игровые действия взрослого, предпочитая наблюдать со стороны. Отвергает предложенные взрослым действия с предметами – заместителями, ищет подходящие сюжетные игрушки. Не принимает предложенную взрослым игровую роль, предпочитая оставаться самим собой. Не принимает участие в игре со сверстниками. Часто конфликтует со сверстниками. Не может объяснить партнеру правомерность своих притязаний.
Средний уровень – может использовать в игре предметы – заместители, но в привычном (введенным взрослым или сверстником) значении, сам он активно их в игру не вводит. Осуществляет игровые действия, подразумевающие роль, но не обозначает ее словесно. Подражает игровым действиям сверстника. Охотно включается в игру взрослого, склонен подражанию его игровым действиям. Принимает предложенную взрослым игровую роль, если до этого видел образец ее реализации. Поддерживает ролевой диалог со взрослым на уровне кратких реплик – ответов. При конфликтах оказывают давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить партнеру правомерность своих притязаний.
Высокий уровень – вводит в игру предметы – заместители вместо недостающих сюжетных игрушек, может использовать один предмет в разных значениях. Развертывает цепочки игровых действий, связанных по смыслу, подразумевающих игровую роль. Есть ролевая речь по отношению к кукле, косвенное обозначение своей роли («Дочка, делай, что мама говорит»). Действует в общем смысловом поле со сверстником. Активно принимает участие в игре со сверстниками. Распределяют роли, согласовывают игровые действия по ходу игры. При конфликте объясняют партнеру свои действия, ссылаясь на правила.
2. Диагностика «Осмысленное использование языка жестов и выразительность исполнения движений».
Дети сидят на стульчиках расставленные полукругом, с интервалом 40 -50 см, друг от друга – у одной из стен помещения. Педагог предлагает послушать историю про зайку и читает стихотворение А. Барто «Зайка»
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок».
Педагог показывает игрушечного зайку, с которым произошла эта история. Он предлагает встать и показать движениями. Результаты фиксируются психологом.
Как зайка грустит? (опустить голову, ссутулить спину, чуть приподняв плечи и прижав «лапки» к корпусу, на лице изобразить несчастное выражение).
Как зайке холодно? (сжаться всем телом, чуть присев и как бы свернувшись, изображая дрожание и жалобное попискивание).
Как можно позвать зайку голосом и движениями? ( ласково произнести: - «Иди сюда!», - одновременно выполняя махи рукой «к себе», после этого зайка, находящийся в руках педагога приближается к ним.)
Как можно помочь зайке? (согреть – обнять бережно, обернуть чем – нибудь теплым реальным или воображаемым, причем второе предпочтительнее; изобразить, будто дыханием согреваем замерзшую лапку);
- накормить (протянуть ему руку с открытой ладошкой, как – будто на ней лежит что – то вкусное для зайки);
- пожалеть (ласково погладить его по головке, лапкам, спинке, при этом приветливо заглядывать ему в глазки, можно говорить ласковые слова, произнося их добрым, любящим голосом).
В заключении педагог спрашивает детей : «Каким стало настроение у зайки?» Педагог просит показать движениями, как веселится зайка (под музыку).
Показатели для оценки «Осмысленное использование языка жестов»
Низкий уровень – ребенок выбирает и показывает жест, движение, которые не соответствуют заданному содержанию. Ребенок все время повторяет жесты по подражанию, вслед за другими детьми, ни разу не предложив собственного решения. Ему требуется помощь взрослого в виде непосредственного показа нужного движения.
Средний уровень – ребенок находит необходимые выразительные средства при помощи наводящих вопросов, словесных подсказках педагога, и этого оказывается достаточно, показ движения не требуется.
Высокий уровень – ребенок без помощи взрослого, самостоятельно находит и показывает соответствующие заданному содержанию движения и жесты, часто называет их словесно, ребенок первым из детей предлагает «правильное решение», часто предлагает несколько вариантов.
Показатели для оценки «Выразительность исполнения движений».
Низкий уровень – ребенок двигается и интонирует голосом невыразительно (индифферентно, безразлично; его исполнение не соответствует заданному переживанию). Словесные подсказки и показ движений со стороны взрослого или детей не помогают улучшить исполнение. Как правило, в этом случае ребенок целиком «вне образа», но выражает свою собственную эмоцию по поводу выполняемого задания.
Средний уровень – в исполнении ребенка проявляются отдельные «штрихи» выразительности, по которым заданное переживание, образ более или менее угадывается. Словесные подсказки и показ движений со стороны взрослого или детей помогают улучшить исполнение. Как правило, в этом случае ребенок частично «в образе», то есть использует отдельные компоненты выразительности: только мимику или голосовые интонации, или образные движения рук, в то время как, корпус, ноги остаются «вне образа».
Высокий уровень – ребенок передает заданные переживания достаточно выразительно, узнаваемо; двигается «всем телом», целиком «в образе»; выполняет задание без опоры на показ движений взрослым; может совершать собственное исполнение, опираясь на словесные рекомендации
3. Методические рекомендации воспитателям ДОУ по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста :
-совместно с медицинским сопровождением обеспечивать систематическую реабилитацию психического здоровья детей с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;
- развивать социальный интеллект дошкольников, т. е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;
– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;
– развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность. Психокоррекционную работу возможно организовать и обеспечить средствами игротерапии, психотренингов, групп общения. Психологу и воспитателю совместными усилиями придется:
- проанализировать стиль общения самих взрослых (родителей, воспитателей) : не являются ли они причиной отрицательных эмоциональных и поведенческих проявлений;
- закреплять в духовном сознании ребенка групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения (например, организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы, поздравления с днем рождения);
- целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;
- включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;
- одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;
- обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
Комплекс занятий по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста представлен в приложении 4.
Заключение Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно -рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Библиографический список.
1. Авдеева Н. Н., Силвестру А. И., Смирнова Е. О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психол
огическое развитие. - М., 1977;
2. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973;
3. Галигузова Л. И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5;
Приложение
Занятие № 1
Цель: обучить детей адекватному поведению - в конфликтной ситуации; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу — не унижать достоинство другого.
Материал и оборудование: шапочки врача на каждого ребенка; изображения-иллюстрации детей («Якалка», «Плакса», «Замарашка», «Злюка»); волшебная палочка; иллюстрации с изображениями буквы «я», слез, хаотичных пятен; иллюстрация черного цвета.
Предварительная работа: чтение рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».
Методы и приемы: игра на создание благоприятного психологического микроклимата; прием ТРИЗ (цепочка слов); проигрывание ситуации; игровое упражнение, направленное на воспитание гуманного отношения друг к другу.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает игру «Комплимент».
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.
Дети становятся в круг. Воспитатель:
— Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе.», - а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).
2. Появляется Фея. Она обращается к детям: - Здравствуйте, дети! Помогите сегодня мне вылечить больных. Я сейчас вас превращу в докторов. (Взмахнула волшебной палочкой.) Вы знаете, что доктора лечат больных, выписывая им определенные лекарства. Вот и вам нужно будет потрудиться: установить, что беспокоит пациентов и выписать им рецепты. А «больные» у нас необычные. Они боятся прийти на прием. Но у нас есть телевизор, и на его экране будут появляться опознавательные знаки, при помощи которых можно узнать диагноз больных. (Выставляет на экран большую букву «Я».)
- Вот и первый пациент. Его зовут Сережа. Больной жалуется на то, что дети с ним не играют, его не любят, а постоянно дразнят вот так:
«Наша утка - крякалка,
А Сережа - Якалка».
Всем все время говорит:
«Я сумею, я смогу, Я
быстрее пробегу».
Фея: - Доктора, вы догадались, что это за больной? Посмотрите, что появилось на экране? ( Буква: «Я» означает, что этот мальчик постоянно хвастается). Давайте поможем ему, ведь он и не догадывается, почему с ним дети не дружат. Давайте выпишем ему рецепт на лекарство. Как оно у нас будет называться? Назовите слово, противоположное слову «хвастовство», - «скромность».
- Вот стучится следующий больной, кто же он? (На экране телевизора лист бумаги, на котором изображены кляксы.)
- Это замарашка Кирилл. Он так же, как и Сережа («Якалка», жалуется на то, что ребята его дразнят, а почему, он не знает. А дразнят его вот как:
Замарашка Кирилл
Месяц в баню не ходил,
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим.
— Давайте и ему выпишем рецепт. Какое лекарство вы ему пропишите? Назовите слово, противоположное по значению слову «неряшливость», - «аккуратность». (Снимает лист бумаги с экрана.)
- Больные идут друг за другом. Вот следующий больной. (На листе бумаги изображены капельки слез.) Он только и знает: чуть что, сразу плачет. С ним так же, как и с предыдущими больными, не хотят играть дети и его постоянно дразнят:
Плакса, вакса, гуталин
Проглотил горелый блин.
- Это, наверное, очень тяжелый больной. Давайте поскорее выпишем ему рецепт. Как будет называться лекарство? Подберите слово, противоположное слову «печаль», - «радость».
- Доктора, посмотрите на экран телевизора, он ничего не показывает. Странно, на нем только лишь один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой степени болезни.
- Оказывается, этого больного зовут «Злюка». У него постоянно плохое настроение, и он всегда говорит другим только плохие слова.
- Дети, а вы знаете, что «черные» слова пачкают нашу речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто ругается. Вот какой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство и для него, и для тех, кого он обижает, ведь они тоже страдают.
- Сначала давайте представим этого «Злюку», какой он? (некрасивый, без улыбки. ; ему кажется, что и вокруг люди становятся драчливыми и злыми). Давайте попытаемся изобразить мимикой это лицо.
- Теперь пропишите ему лекарство. Что нужно предпринять в первую очередь? (Улыбнуться, извиниться.)
- Всегда ли мы умеем вовремя извиниться? Вы знаете историю про индуса и слона. Как поступил хозяин? Каким образом слон спас хозяина? Понял ли хозяин, что был не прав по отношению к слону? Что он сделал? Правильно, ребята, хозяин понял, что был не прав, и извинился - он отдал хлеб слону.
- А вы, мои помощники, всегда ли во время извиняетесь?
- Что вы посоветуете тем людям, которые страдают от «Злюки», расстраиваются, плачут или жалуются на него другим?
- Я думаю, что им нужно достойно ему ответить, вот так: «Кто как обзывается, тот так и называется». Получается, что плохие, черные слова возвращаются ему обратно.
- Уважаемые доктора, наверное, и с вами бывает такое, что вы обзываете кого-то, дразните. Часто это бывает тогда, когда у вас плохое настроение. Пока вы в таком настроении, то дружбы и радости не может быть, так как все вокруг будут восприниматься как враги. Чтобы снять это настроение, выполняйте игровые упражнения, которые вы уже знаете: «Факиры», «Шалтай-Болтай».
- А с вами бывает такое, когда вам хочется кого-нибудь обидеть, нашкодничать (отобрать игрушку, толкнуть? Но вы это делаете как бы понарошку. Чтобы так себя не вести, выполняйте упражнение «Выдержанный человек». (Дети встают и выполняют упражнение.)
- Встаньте широко расставив ноги, сильно обхватите себя руками, в таком положении, попробуйте не сходить с места и приговаривайте: «Я -выдержанный человек».
- К нам обращаются за советом больные, которые не могут вести себя хорошо по отношению к другим: они дерутся, оскорбляют.
- Как им помочь?
- Сейчас мы проиграем с вами такую ситуацию. Один ребенок должен изобразить, что он играет с игрушкой, другой ребенок должен подойти к нему и начать мешать ему, отбирать игрушку. (Дети проигрывают ситуацию.)
- Как вы думаете, как поступит ребенок, у которого отнимают игрушку? В этом случае все дети поступают по-разному. Хотите узнать как? Мы предложим ему пилюли «Буратино», «Папа Карло», «Карабас-Барабас»; после того как он их примет, он будет вести себя как эти сказочные персонажи. Хотите узнать, как они действуют?
- Как вы думаете, как будет вести себя ребенок после пилюли «Буратино»? (Расплачется, обидится, побежит жаловаться взрослым.)
- А после пилюли «Папа Карло» как поведет себя ребенок? (Он будет вести себя как справедливый и добрый Папа Карло. Он скажет, что сначала нужно не отнимать игрушку, а попросить ее.)
- После пилюли «Карабас-Барабас» как поведет себя ребенок? (Он может нагрубить, затеять драку.)
- А вы, мои помощники, как ведете себя в таких ситуациях? Назовите сказочного героя.
- Вы сегодня славно потрудились. Всем выписали нужные лекарства, и теперь наши больные быстро поправятся. Мне очень хочется, чтобы вы - мои помощники - всегда доброжелательно относились друг к другу (не обижали, не оскорбляли).