Получи документы

Развитие личности детей 5–6 лет

Ольга Кутищева
Развитие личности детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность всех психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — самое главное и решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.

Публикация «Развитие личности детей 5–6 лет» размещена в разделах

Когнитивные способности.

Значительная часть когнитивного развития ребенка в большинстве культур происходит начиная с возраста 5-7 лет. В этот период когнитивные, речевые и перцептивно-моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что в значительной степени облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

Согласно теории Пиаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие его свойства, как ригидность, статичность, необратимость начинают, по выражению Пиаже, «таять». Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, каким образом объект меняется в процессе преобразований, и уже способны с помощью логических рассуждений соотнести эти различия во внешнем виде объекта. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. [2]

Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер, с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. [1]

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. [1]

Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты с коллегами, детям необходимо развивать шесть видов умственной деятельности (Costa, 1985).

1. Воспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.

2. Воспроизведение: следование образцу или алгоритму.

3. Обоснование: связывание частного случая с общим принципом или понятием.

4. Реорганизация: распространение и перенесение знаний в новые ситуации, изобретение оригинальных решений проблем.

5. Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоенными ранее или с личным опытом.

6. Рефлексия: исследование самой мысли и причин ее появления.

Это способствует формированию критичного мышления. [2]

Также способствует процессу научения и все более развивающаяся память ребенка. На ранних этапах периода конкретных операций (в возрасте между 5 и 7 годами) способность перечислить предметы по памяти значительно повышается. В это время большинство детей начинают осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию. Они смотрят на запоминаемый материал и повторяют несколько раз про себя то, что хотят запомнить. Позднее они группируют материал по категориям, а еще через некоторое время могут даже создавать небольшие рассказы и зрительные образы, помогающие лучшему запоминанию.

Социальное знание и моральное сознание

Дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся или конфликтующих тендерных ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Один из способов достичь этого — продвижение по пути социализации, осуществляемой родителями и учителями, связанное с вознаграждением желательного поведения и наказанием нежелательного. Другой способ — наблюдение за ролевыми моделями и подражание им. В целом обусловливание и социальное научение через наблюдение играют существенную роль в формировании у ребенка представлений о правильном и неправильном. Еще один способ, с помощью которого дети познают социальный мир, связан с психодинамическими процессами. В определенных ситуациях они начинают испытывать тревогу, но постепенно учатся использовать защитные механизмы для ее снижения.

Центральное место в ходе социализации в среднем детстве принадлежит социальному познанию: мыслям, знаниям и представлениям о мире своих социальных взаимодействий с окружающими. Социально-когнитивный подход смещает акценты в представлениях ребенка как в результате вознаграждений, наказаний, наблюдений, психодинамических процессов, так и в результате тех выводов, которые активно и самостоятельно делает он сам.

В течение среднего детства Я-концепция становится более реалистичной, сложной и организованной; большая часть Я-концепции ребенка проистекает из его сравнений себя с другими. В этом возрасте кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. Конечно, дети старшего дошкольного возраста пока не в состоянии сформулировать, что он хотел бы иметь одни качества и не иметь других. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей, которые ему нравятся, приписывая себе качества этого персонажа.

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками.

В возрасте 6 лет и младше друг — это просто товарищ по играм, тот, кто живет неподалеку, ходит в тот же сад, школу или имеет интересные игрушки. На этом этапе не существует представления о позиции другого человека, о другом, как об отдельной личности. Однако, начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Почти все дети имеют односторонние дружеские отношения; взаимность присутствует далеко не во всех этих отношениях. [2]

Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение. Дружба придает структуру активности ребенка в играх. Она усиливает и укрепляет групповые нормы, установки и ценности, а также служит фоном для индивидуального и группового соперничества (Hartup, 1970, 1996). Таким образом развитие социальных взаимодействий, а также феномена дружбы ведет к формированию лучших установок к учебе. Согласно современным исследованиям, дети, имеющие постоянных, удовлетворяющих их друзей, добиваются больших успехов в жизни (Ladd, Kochenderfer & Coleman, 1996). [2]

Список используемой литературы:

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.

2. Урунтаева Г. А., Детская психология

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Возрастные особенности детей пятого года жизни» [hide]Скачать здесь[/hide] Буклет для родителей "Возрастные особенности детей пятого года жизни" подготовила воспитатель МАДОУ ДСКВ "Югорка".

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности детей 5–6 лет
Опубликовано: 21 января 2015 в 21:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кутищева (УИ 299819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД