Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет (1 фото)

Татьяна Волкова
Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет

Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет

азвиваем мелкую моторику детей 2-3 лет.

В последние 5–10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Из-за большой занятости на работе родители меньше говорят с ними, мало читают книги детям на ночь, все время сидят в телефоне. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Публикация «Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет» размещена в разделах

Что такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Дело в том, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками, и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи.

Развитие тонкой моторики — важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом.

Руки — инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Пальчиковый театр

Театр — это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который подходит для детей старше одного года. Пальчиковые куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, пространственное восприятие, воображение, помогают развивать словарный запас.

Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания.

Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, он тренирует память.

В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление — такие важные понятия как «лево», «право», «низ», «верх», «предыдущий», «следующий» отрабатываются в игровой ненавязчивой форме.

Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности ребенка. Выступая перед публикой, он приобретает уверенность в себе, становится общительным.

«Пальчиковые игры»

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Повторяя движения взрослых, ребенок активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Приведу примеры пальчиковых игр.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОЖДИК»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай

На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучим по столу, изображая дождь

Будет хлеба каравай

Указательным пальцем правой руки загибаем большой палец на левой руке

Будут булки, будут сушки, будут пряники, ватрушки

Перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибаем остальные пальчики на левой руке

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.

Серенький зайка

(пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем»ушки», шевелим ими)

По лесочку прыг-прыг,

(«подпрыгиваем» кистью руки,

Ушками дрыг-дрыг,

(пальцы-«ушки» сгибаем и разгибаем,

По снежочку тык-тык.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Я пеку, пеку, пеку

(показываем соответствующие движения)

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

(«катаем» между ладошками круглый предмет)

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка

(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

(машем кистями рук по направлению к себе)

Пирожками угощу.

ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «ДОЖДИК»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация речевых центров. Психолог показывает детям тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

Капай, дождик, веселей.

Нам цветочек ты полей!

Современные дети нуждаются в предварительном обучении, у них не сразу получается понять принцип действия прищепки, закрепить ее. Так как занятия проводятся в группе из 3–4 воспитанников, каждому ребенку удается освоить данный навык.

ИГРА «БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация мышечного тонуса. Психолог предлагает детям «слепить» снежки из бумаги белого цвета (отлично подходит бумага из обувных коробок типа папиросной). Эту бумагу сначала нужно немного помять, затем «слепить» снежок. Можно устроить веселый «снежный бой».

ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ «ДОЖДИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог раздает детям листы бумаги с нарисованной тучкой и предлагает нарисовать дождик. Сначала малыши уточняют, каким пальчиком, какого цвета краской и т. д. можно это сделать, затем смотрят, как выполняет рисунок психолог. Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией для релаксации «Звуки природы. Дождь».

ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает детям сделать снеговика из ватных дисков. Малыши прикрепляют их на клей, лепят нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает малышам заранее нарисованные заготовки (стебель и листья тюльпана) и образец. Кистью с жесткой щетинкой он наносит краски на детскую ладошку, помогает сделать отпечаток-«цветочек». Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией «Мама — первое слово».

«Моя семья».

Цели: развить мелкую моторику рук, речь, интерес к фольклорным произведениям, внимательность, способность сосредотачиваться; научить соотносить слова текста с движениями пальцев.

Взрослый проговаривает слова, поочередно згибает/разгибает пальцы рук.

Этот пальчик ДЕДУШКА.

(Загибаем/разгибаем большой палец.)

Этот пальчик БАБУШКА.

(Загибаем/разгибаем указательный палец.)

Этот пальчик ПАПОЧКА.

(Загибаем/разгибаем средний палец.)

Этот пальчик МАМОЧКА.

(Загибаем/разгибаем безымянный палец.)

Этот пальчик Я.

(Загибаем/разгибаем мизинец.)

Вот и вся моя семья!

(Поднимаем руку и распрямляем все пальцы.)

А теперь всей семьей будем трудиться.

(Сжимаем руку в кулак и крутим им.)

«Мы капусту рубим…». Цели: развить мелкую моторику, научить соотносить слова текста с движениями рук. Задача родителей — вслед за педагогом-психологом проговорить слова и выполнить движения руками.

Мы капусту рубим, рубим (ребром ладони одной руки постукиваем по ладони другой руки, затем меняем руки).

Мы морковку трем, трем (кулаки трем друг о друга).

Мы капусту солим, солим (собираем пальцы в щепотку, «солим» капусту).

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки).

«Как живешь?». Цели: развить мелкую моторику рук, научиться соотносить слова текста с движениями рук. Участники встают в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

— Как живешь?

— Вот так! (Большой палец поднимаем вверх.)

— А плывешь?

— Вот так! (Имитируем плавание.)

— Как бежишь?

— Вот так! (Перебираем руками, согнутыми в локте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! (Ладонь над бровями, как будто смотрим вдаль.)

— Ждешь обед?

— Вот так! (Щеку подпер рукой.)

— Машешь вслед?

— Вот так! (Машем рукой.)

— Утром спишь?

— Вот так! (Складываем ладони под щечку.)

— А шалишь?

— Вот так! (Надуваем щеки и лопаем их указательными пальцами.)

«Самомассаж».

Цель: стимулировать процесс речевого и умственного развития.

Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Ребенок повторяет за ним.

— Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки.)

— Да!

— Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши.)

— Да!

— Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук.)

— Да!

— Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги.)

— Да!

— Вы готовы? (Разводим руки в стороны.)

— Да!

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Кто там топает по крыше?

(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)

Кап-кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап-кап.

Может, дождик подковали?

Кап-кап-кап-кап.

РАСТИРАНИЕ «РУЧКИ ГРЕЕМ»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ (ПОГЛАЖИВАНИЕ) «МУРКА»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения — гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка — кошка.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет» Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей 3–4 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Педагогический опыт воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 3–4 лет» Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» Ичалковкого муниципального района Республики Мордовия Малхасян Елена.

Развитие мелкой моторики детей 5–7 лет Для чего развивать моторику? Мелкая моторика – основа развития таких психических процессов, как память движение, восприятии, мышление,.

Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 летРазвитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Я работаю с детьми в 1 младшей группе. Быть воспитателем большая ответственность,.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 летРазвитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет Озерова Марина Сергеевна. На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2–3 лет через дидактические игры, сделанные своими рукамиРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2–3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время.

Сценарий родительского собрания-практикума «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет» Сценарий родительского собрания-практикума «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет». Ведущая: Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 21:32
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД