Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста

Бровина Наталья
Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

В. А. Сухомлинский

Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить, пробовать на вкус… Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки!

В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, плести косички и т. п. Можно говорить, что уровень развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

В ходе организованной деятельности детей в детском саду мы используем специальные игры для развития следующих движений:

• хватания: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве, учитывает форму, величину предмета;

• соотносящих действий: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета;

• подражания движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

• движений кистей и пальцев рук.

Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома:

Пальчиковые игры.

Это игры-инсценировки каких–либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка, Попеременно массируем

Этот пальчик – папочка, пальцы руки, на последней

Этот пальчик – бабушка, строке сжимаем и разжимаем

Этот пальчик – дедушка, кулачки.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Рыбка

Рыбка плавает, резвится, Ладони сложены вместе,

Рыбке весело играть, изображаем плавание рыбки в разные стороны.

Рыбка, рыбка – озорница, Ладони перед собой, машем вверх-вниз.

Мы хотим тебя поймать… Хлопаем в ладоши, пытаемся “поймать” рыбку.

Капуста

Что за скрип? Сжимаем и разжимам кулаки

Что за хруст? Переплетаем пальцы рук.

Это что еще за куст? Ладони с растопыренными пальцами перед собой.

Как же быть без хруста

Если я капуста? Пальцы полусогнуты, изображают кочан.

Мы капусту рубим, рубим. Изображаем рубку ребром ладони.

Мы морковку трем, трем Кулаками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим. Щепотками изображаем соление.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулаки.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами:

1. Игры с пуговицами или природным материалом:

1.1. Подберите пуговицы, камушки, шишки разного размера и цвета. Попробуйте вместе с ребёнком выложить рисунок. Предложите ему придумать и выложить свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

2. Игры с сыпучими материалами:

2.1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2.2. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2.3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами ребёнок берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

2.4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (например – манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

3. Игры с прищепками

3.1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

3.2. Представьте вместе с ребёнком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу или лучики для солнышка, вырезанных из картона и т. п.

3.3. Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками к веревке. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

4. Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать на веревку можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

5. Игры – шнуровки

Можно использовать игры-шнуровки как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Это всевозможные пуговицы, сапожки и т. п. Можно зашнуровать и настоящий кед или ботинок. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

6. Игры с пипетками и пинцетом

Предложите ребенку переложить зерна фасоли из одной тарелочки в другую. Можно сортировать фасоль разных цветов. Это занятие требует усидчивости, терпения и мастерства. Очень увлекательное занятие переливать жидкость из одной ёмкости в другую - пипеткой! Жидкость можно подкрасить или использовать сок. Такими играми можно занять ребенка на длительное время.

То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано,.

Консультация «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»Консультация «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей «Влияние пластилинографии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста" Уровень развития мелкой моторики – один.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать,.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Разработала: воспитатель МБДОУ № 307 Власова.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики рук» Старший дошкольный возраст подготовила воспитатель: Горшкова О. М. Задачи: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский В современных условиях развития и функционирования системы дошкольного воспитания.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук очень важное и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне-развитой, творчески-активной.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2019 в 11:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Фотоотчет «Как мы мастерили открытки для мамочки» в ясельной группе
Сегодня мы с моими малышами начали мастерить подарки нашим любимым мамочкам. Наши детки еще очень маленькие ( им всего по полтора годика, поэтому...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению развивающей дидактической игры «Поварята» или «Варим борщ, компот, варенье» для детей дошкольного...
Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «Помогите друзьям вернуться на Землю»...
Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов, учителям...