Вера Темникова
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ ситуации
2. Проблема (цель, задачи, участники)
3. Планируемые результаты
4. Система работы
5. Диагностический инструментарий
6. Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
7. Список используемых источников
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Внедряемый проект долгосрочный, реализуется в рамках ДОУ с июля по декабрь 2012 г.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
И. М. Сеченов
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Из этого следует, что с первого года жизни ребенка мелкая моторика имеет большое значение для развития мышления. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи, т. к. центры в коре головного мозга, отвечающие за речь, расположены близко к центрам, отвечающим за движении пальцев. Поэтому ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики имеет хорошую память, внимательность, связную речь. Также это способствует дальнейшему формированию навыков письма.
Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как ИП. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике – разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, И. Светлова, дидактические игры с предметами (М. Павлова. В. В. Цвынтарный).
Содержание образовательной области «коммуникация» по ФГТ направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение одной из задач: развитие произносительной стороны речи. Но в коррекционной группе детей старшего возраста решение этой задачи связано с определенными трудностями - слабое развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому для успешного решения данной проблемы возникла необходимость создания этого проекта.
Работая в группе с детьми с нарушением речи, я обратила внимание на то, что пальчики детей малоподвижные, напряженные. Это проявлялось в том, что многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, неправильно держат карандаши и кисть и т. д.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
ПРОБЛЕМА
Сопоставляя все вышеперечисленное и результаты проведенной мной диагностики по определению уровня развития мелкой моторики руки у детей старшей группы, я определилась в направлении работы, целью которой стало развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности. В соответствии с целью были поставлены задачи:
- разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики рук;
- сформировать у детей практические навыки работы с различными материалами;
- содействовать развитию мелкой моторики рук, созидательному отношению к окружающему миру.
Участники проекта:
- логопед;
- воспитатель группы;
- дети старшей группы и родители.
Для решения задач и достижения поставленной цели мной были использованы следующие технологии:
- личностно-ориентированные;
- здоровьесберегающие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Разработка комплекса мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики рук;
2. Формирование у детей практических навыков работы с различными материалами;
3. Содействие развитию мелкой моторики рук, созидательному отношению к окружающему миру.
СИСТЕМА РАБОТЫ
Этапы реализации:
1. Организационный:
- изучение психолого-педагогической методической литературы по теме проекта;
- подбор диагностического материала;
- разработка комплексов пальчиковой гимнастики;
- анкетирование родителей;
- сбор природного и бросового материала с помощью родителей.
2. Основной:
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Июль Групповая комната Диагностика по Л. А. Венгеру «Езда по дорожке», графический диктант Логопед, воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без («Капуста», «Дружные ребята», «В гости» и т. д.) Логопед, воспитатель
Июль Кабинет логопеда Консультация для родителей «Умные пальчики» Логопед
В течение всего проекта Массаж пальцев рук Медсестра, родители
Август Групповая комната Аппликация («Цветы») Воспитатель
Сентябрь Музыкальный зал Пальчиковый театр Муз. работник, воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Игры-шнуровки («Укрась елочку», «Собери домик», «Одень девочку») Логопед, воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Игра с крупой (манкой) («Нарисуй снеговика», «Солнышко», «Домик») Воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Выкладывание фигур с помощью нанизанных бусин Воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Игры с конструктором и мелкой мозаикой Воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Упражнения с прищепками («Прикрепи луч к солнцу, иголки к ежику, травку к земле») Воспитатель
Сентябрь Групповая комната Аппликация («Грибы на поляне») Воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Работа с раскрасками Воспитатель, родители
Октябрь Групповая комната Тестопластика («Корзина с фруктами») Воспитатель
В течение всего проекта Групповая комната Составление из разных круп и семян изображений на пластилиновой основе Воспитатель
Ноябрь Музыкальный зал Рисование нетрадиционным способом («Таинственные отпечатки») Муз. работник, воспитатель
Ноябрь Групповая комната Аппликация («Три медведя») Воспитатель
Ноябрь-декабрь Групповая комната Графический диктант («Рисование по клеточкам») Воспитатель
Декабрь Групповая комната Тестопластика («Елочки») Воспитатель
Декабрь Приемная Выставка творческих работ для родителей Воспитатель
Декабрь Групповая комната Итоговая диагностика Воспитатель, логопед
3. Заключительный:
- открытый показ комплекса пальчиковой гимнастики и нетрадиционных методов массажа для воспитателей ДОУ и родителей;
- составление картотеки игр на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Показателем эффективности проекта являются:
- проведение итоговых мероприятий - сенсорных праздников совместно с родителями («Чудо-бумага», «Праздник круп»);
- создание мастерской «Очумелые ручки» (обучение тестопластике).
Для проведения диагностики до проекта и по его завершению я использовала следующие методики:
- «езда по дорожке» (по Л. А. Венгеру);
- графический диктант.
Результаты диагностики уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук у детей старшей группы по состоянию на июль 2012 г. (начало проекта) и на декабрь 2012 г. (окончание проекта) представлены на рисунке 1:
Рис. 1
Сравнивая показатели, можно сделать выводы, что процент детей, у которых слабо развита мелкая моторика пальцев рук, снизился, и в связи с этим стала проявляться положительная динамика в речевом развитии детей.
В ходе работы над проектом:
1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики рук
2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики рук (игры, упражнения)
3. Подобраны диагностики по определению уровня развития мелкой моторики рук
Таким образом, в результате проведенной работы был сделан вывод, что целенаправленная, планомерная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук во взаимодействии с родителями способствует формированию умственных способностей и положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для реализации данного проекта были соблюдены следующие условия:
1. Наличие кадровых ресурсов (логопед, воспитатель, медсестра)
2. Материальные ресурсы (групповая комната, логопедический кабинет, кабинет медсестры, музыкальный зал)
3. Учебно-методические ресурсы (методическая литература, раздаточный материал, природный бросовый материал игровой материал)
4. Технические ресурсы (магнитофон)
5. Информационные ресурсы (выход в сеть Интернет)
6. Организационные условия (совместная деятельность родителей и воспитателей)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова М. Н. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. [Текст]/М. Н. Аксенова//Дошкольное воспитание. – 2007. - №8. – С. 62.
2. Безруких М. М. Тренируем пальчики. [Текст]/М. М. Безруких. – М. : Дрофа, 2000. – 183 с.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры. [Текст]/А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2001. – 112 с.
4. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1986. – 533 с.
5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. [Текст]/Е. М. Косинова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 243 с.
6. Комплексная диагностика дошкольников [Текст]/ сост. Н. И. Гуткина, Р. А. Кирьянова. Спб. : Конвенция, 2008. – 368 с.
7. Позднякова Я. Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики для детей 4-6 лет [Текст] : Пособие для детей, родителей и воспитателей/ Я. Ю. Позднякова. – Спб. : Литера, 2004. – 31 с. : ил.