Валентина Кузнецова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы:
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.
Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму. В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к письму стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в первом классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Здесь следует выделить несколько взаимосвязанных проблем:
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
• У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей рук.
• Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
• Недостаточный уровень речевой активности.
• Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.
Исходя из этих проблем, данная методическая разработка, составленная и апробированная, имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики как подготовки руки дошкольника к письму через использование нетрадиционных техник рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует:
• Развитию специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребёнка к письму.
• Развитию у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
• Эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
• Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.
• Самовыражению, как личности, то есть отображения своего эмоционального и фантазийного мира.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
4. Развивать творчество, фантазию.
Исходя из поставленной цели, я считаю, что выбранная мною тема развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования, в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества. Представленная вашему вниманию методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей 4-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Организация непосредственной образовательной деятельности:
Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей дошкольников и педагога во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-35 минут. Занятия проводятся 2 раз в месяц по подгруппам 5-6 человек. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.
Методы и приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования:
1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
2. Проговаривание последовательности работы.
3. Показ воспитателя, использование мультимидийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.
4. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
5. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
6. Музыкальное сопровождение.
7. Оформление выставок.
8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Ожидаемый результат:
• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
• Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
• Повышение уровня развития творческих способностей.
• Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.
• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце работы в ходе диагностики. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
2. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
3. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
4. Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
6. Образовательная область «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.
7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
8. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
9. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Методические рекомендации.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, с возрастом ребёнка постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности.