МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Елена Козенкова
Развитие мелкой моторики у дошкольников

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Как обеспечить полноценное развитие ребёнка? Этот вопрос волнует в равной мере и родителей, и педагогов. Издавна известно, что развитие руки ребёнка очень тесно с развитием речи и мышления. Недаром Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки», «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Развитие  мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду скоординированные точные движения пальцами рук.  Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие этих составляющих может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Именно поэтому у дошкольников важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 67 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Следовательно, развивать   мелкую моторику нужно начинать задолго до поступления в школу, с самого раннего детства.

С младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками и стихами, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.  И, конечно, в старшем дошкольном возрасте должна проводиться работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, как часть подготовки к школе.

Существует достаточно большой спектр упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Рвать бумагу.

Развертывать «сюрпризы» (предметы, завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

Пересыпать крупу - ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

Учиться собирать губкой воду со стола и выжимать её.

Игры с песком - учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.

Игры с прищепками.

Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды

Переливать воду стаканчиками (например, во время купания).

Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.

Учиться открывать и закрывать баночки с крышечками.

Маленькие резиночки - учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.

«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.

Массировать пальчики массажным мячиком.

Игра с пуговицами, камушками, бусинами и т. п. (обязательно под присмотром взрослых).

Застегивать-расстегивать липучки на обуви или одежде.

Конструкторы являются прекрасным инструментом для развития детских пальчиков. В наборах по типу «Лего» ребенку приходится соединять мелкие детали, для этого нужна сила и хорошая координация движений. Не менее полезны и «железные» конструкторы, где есть масса винтиков, гаечек, которые нужно закручивать, чтоб соединить детали.

Мозаики. Сейчас немного подзабыта такая полезная игра, как мозаика. А ведь она не только требует определенных навыков, чтобы справляться с мелкими деталями, но и развивает фантазию, образное мышление, внимание и усидчивость.  

Зато сейчас промышленность предлагает в изобилии наборы для творчества. Необходимость нанизывать бусины, крепить бисер, блестки или другие мелкие детали, выкладывать рисунок песком, солью, рисовать витражными красками, плести косички, завязывать узелки - все это большой плюс для развития моторики рук.

 Лепка - одно из самых полезных и интересных занятий для ребенка. Можно начинать со специальных мягких смесей или с соленого теста. Позже, когда пальчики окрепнуть переходить на обычный пластилин. Раскатывайте колбаски, мелкие и крупные шарики, лепите фигурки животных, предметы, делайте картины из пластилина, - главное, чтобы ребенку было весело и интересно.  

Аппликация. Помимо всем знакомой аппликации из бумаги, есть еще масса других вариантов. Можно сооружать картины или объемные фигуры из различных материалов: круп, семечек, сушеных листьев, желудей, каштанов, мятых салфеток, ваты, макарон.  

Пальчиковая гимнастика.

Приступая к пальчиковым играм, следует помнить что

- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой, 

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, 

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.  Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша, 

- нельзя ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст,т. к. объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре, 

- необходимо стимулировать подпевание детей, "не замечать", если они поначалу делают что-то неправильно, поощрять успехи.  

Вот несколько пальчиковых игр.

Апельсин

Мы делили апельсин 

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает) 

Много нас, а он – один.  

Эта долька – для ежа, 

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) 

Эта долька – для чижа, 

Эта долька – для котят, 

Эта долька - для утят, 

Эта долька - для бобра, 

А для волка – кожура! 

(встряхиваем обе кисти) 

Гости

К Кате гости прибежали, 

(бежим пальчиками по столу или по полу) 

Все друг другу руки жали.  

Здравствуй Жора, 

(соединяем большой и указательные пальчики) 

Здравствуй Жанна, (большой и средний) 

Рад Серёжа (большой и безымянный) 

Рада Снежана. (большой и мизинец) 

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) 

Может коржик, (показываем 2 открытые ладошки) 

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку) 

Вот драже вам на дорожку,

(пальчиком тычем в открытую ладошку) 

Вы берите понемножку.  

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) 

Все стряхнули быстро крошки, 

И захлопали в ладошки

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.  (стучат кулачками)

Молоточки стучат, строят домик для зайчат - 

Вот с такою крышей, (ладошки над головой) 

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) 

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) 

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) 

И вот с таким замком! (сцепили ручки) 

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) 

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа) 

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба) 

А мы его - хлоп (ладошкой до лба) 

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху) 

Отпустим комара? Отпустим! 

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Систематически используя игры и упражнения для развития  мелкой моторики рук, вы добьетесь значительных результатов в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,.

«Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи в образовательной деятельности» Методическая рекомендация для педагогов. В работу над развитием мелкой моторики с детьми необходимо включать пальчиковую зарядку. Дети ее.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

Развитие мелкой моторики у дошкольников А знаете ли вы, что… Учёные, изучающие, деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Консультация Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников с помощью авторских пособий Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Ученые давно установили, что развитие речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» "Наша речь находится на кончиках пальцев" Это выражение является крылатым в работе учителя-логопеда при развитии мелкой моторики. Современные.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством бисероплетения История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 18:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД