Светлана Шаронова
Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
На музыкальном занятии такие разделы как : слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Темочки
Кроме того, обучение музыкально - ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей - сухой неоднократный повтор за музыкальным работником или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.
Конечно, тоже через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно – то выполнимо!
Итак, делаем вывод: музыкально – ритмические движения всегда были предметом обязательной скрупулезной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
В музыкально – ритмических движениях игровые приемы практически не используются, и у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так, чтобы дети получали навыки музыкально – ритмических движений в игре и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
С маленькими детьми мы запоминаем постановку ног и рук с помощью сказок про носочки,пальчики, ручки, коленочки.
(Жили- были два носочка, два братика, они вместе качались на качелях. Вот так. Их соседки-коленочки тоже были дружными, и никогда не расставались. Вот так. Но случилась беда, поссорились носочки и отвернулись друг от друга. Вот так. И качались они теперь на разных качелях. И гулять ходили в разные стороны. А коленочки расходились, когда ножки приседали. Но ведь в ссоре жить очень грустно, давайте помирим братиков и сестричек! Вот так! Зазвучала веселая музыка и ножки запрыгали! (Прыжки на двух ногах)
В работе над правильной постановкой движений также использую предметы-помощники.
(Обруч, мяч, кубики, веревочную лесенку и др.)
Ведь лучше сразу сделать верно, чем потом переучивать.
Ходьба «высокий шаг» (вдоль лесенки)
Шаг-носок в сторону (вдоль лесенки)
Приставной шаг (слайды по обручу, через кубики в сторону, вперед-назад)
Боковой галоп (с палкой или обручем) или игрушкой
Выставление ноги на пятку, на носок (стоя в обруче)
Шаги – вперед наступая на пятки и назад на всю ступню (с обручем)
Прыжки вправо-влево с вынесением ноги вперед на носок (с обручем)
Наклон корпуса и вынесение рук вперед (передача мяча по кругу( – дотягиваются при передаче)
Тренируем носочки (выкатываем мяч одной ногой вперед, вытягивая носок)
все танцевальные движения в детском саду состоят из разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Вот они. А живут друзья в волшебном сундучке,рядом с замком феи Музыки. В волшебном сундучке много музыкальных игр,заданий и загадок,но к ним мы вернемся чуть позже.
Шажок, Прыжок и девочка Пружинка - наши друзья, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок», и т. д.
То есть, мы не просто играем в музыкально- ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами. Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы. (можно распечатать фото кукол для выставления на мольберте)
Улучшит качество построений в танцах разноцветная разметка зала: ведь теперь у каждой пары свой "домик".(показать пример разметки) Эти обозначения помогли сохранять круг. Дети с удовольствием играют в танцевальную карусель, теперь малыши двигаются по звёздочкам, не сбиваясь при движении, это значительно сэкономило время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всё.
Такие же обозначения можно ввести и для непарных танцев для лучшей ориентировки в зале.
Работа с символами происходит и при постановке танцев начиная со старшей группы. Карты- схемы используем при запоминании последовательности движений (карты-схемы)