Меньшикова Людмила Викторовна
Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности, тем гармоничнее будет проходить его развитие в целом. Но чтобы музыка влияла на ребенка, необходимо научить его воспринимать музыку, уметь слышать и чувствовать в ней содержание, несущее какой-либо смысл, чувства, образы и мысли.
Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Музыка и музыкальное развитие воздействуют на всестороннее и полноценное развитие ребенка. Исследования многих педагогов в области музыкальной педагоги указывают на то, что развитие музыкальных способностей необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Оно способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, направлено на совершенствование основ его музыкальности и оказывает благоприятное влияние на общее развитие ребенка.
Теоретическое обоснование сущности музыкально-ритмического чувства в контексте музыкальности и музыкальных способностей представлено в концепции Б. М. Теплова.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что в условиях дошкольного образования развитие детей должно быть разносторонним, при этом необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, и на развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
По мнению Б. М. Теплова, музыкально-ритмическое чувство сопровождается двигательными реакциями, которые передают временной ход музыкального движения, то есть восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер. Теплов подчеркивает, что, помимо сказанного, музыкальный ритм всегда выражает какое-то эмоциональное содержание. Основу музыкального ритма, по его мнению, составляет восприятие выразительности музыки. Таким образом, музыкальный ритм не может пробудиться и развиться вне музыки.
На музыкальных занятиях у детей развиваются музыкальные способности или, говоря иными словами, развивается их музыкальность.
В педагогике и психологии младший дошкольный возраст считается важнейшим периодом в развитии дошкольника : именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Характеризуя «огромный путь» музыкального развития детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина отмечает, что данное развитие всегда идет от простого к более сложному заданию. Область ощущения и восприятия развивается от простейших различений наиболее отчетливых, ярких красок, форм, звуков до более активного осознания красивых, гармоничных сочетаний, дифференцировке звуковысотных и ритмических соотношений в музыке. Сфера эмоционального и познавательного отношения к музыкальным произведениям имеет следующую динамику: от безотчетного эмоционального отклика на музыку до осознанного выражения своих чувств. В практической музыкальной деятельности наблюдается развитие от действий подражания к самостоятельному поиску выразительных средств.
У детей младшего дошкольного возраста активно развивается музыкальное восприятие : умение слушать внимательно музыку, запоминать и отличать особенности ее звучания. Ребенок учится подпевать голосу взрослого или инструменту; играть в музыкальные игры, вовремя которых выражает в своих движениях характер музыкального произведения.
Г. А. Волкова выделяет две группы музыкально-ритмической деятельности детей : восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в ритмических движениях. Вследствие такой музыкальной деятельности у детей углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности, ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.
Таким образом, на основании вышесказанного можно прийти к следующим выводам. Младший дошкольный возраст в педагогике и психологии считается важнейшим периодом в развитии дошкольника : именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерные особенности проявлений ребенка в данный период нашли отражение в понятии «кризис трех лет», свидетельствующий о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен, ребенку должна быть предоставлена большая самостоятельность, а его деятельность должна быть обогащена новым содержанием.
Дети младшего дошкольного возраста легко возбуждаются от обилия впечатлений, разных заданий, но при этом быстро устают. Лучше всего на данном этапе развития ребенок воспринимает и запоминает то, что эмоционально окрашено и вызывает у него интерес. Ребенок способен различать характер музыки, простейшие музыкальные образы, у детей формируется музыкальное восприятие. Ритм это первое музыкальное представление ребенка, которое он способен воспроизводить.
В младшем дошкольном возрасте дети проявляют желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме путем рифмования слов, ритмичного проговаривания - пропевания фраз, двигательной импровизации под музыку.
Видео: https://www.youtube.com/embed/mU2D6-bSs70