МААМ-картинки

Консультация для родителей: «Развитие мышления и памяти дошкольников»

Алёна Григорьева
Консультация для родителей: «Развитие мышления и памяти дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мышления и памяти дошкольников

Желательно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был не только зрелым в физиологическом и социальном плане, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития, поскольку учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности определенных понятий.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, а также в развитии психических процессов — мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения. Ребенок имеет запас знаний о своей семье, быте, об окружающем мире и умеет ими пользоваться; умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.

Публикация «Консультация для родителей: „Развитие мышления и памяти дошкольников“» размещена в разделах

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве информации знания ребенка зачастую разрозненны и поверхностны. Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Необходимо научить ребенка:

— воспринимать информацию и задавать по ней вопросы;

— принимать цель наблюдения и осуществлять его;

— систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

Для интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Порой родители много рассказывают ребенку об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. А ведь важно не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием. Развитие памяти и мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Взрослые не должны допускать никакой иронии и насмешливости в интерпретации детских ответов, положений, объяснений. То же самое следует учитывать и по отношению к детским вопросам.

Вопрос и предполагаемые варианты (гипотезы) ответов на него — это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса мышления. Нельзя «душить» указаниями на ошибочность гипотетичности ребенка — надо «выращивать» ее, поощряя смелость в предположениях.

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

Упражнение «Операция „Анализ”». Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку ( дерево: ствол, ветки, листья, корни). Ребенку легче это делать, когда перед ним реальный предмет, например стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.

Противоположной является операция синтеза, когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

Упражнение «Операция „Синтез”». Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак. кол, мочка, ком и т. д.). Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и другие.

Упражнение «Сходство и различие». Предложите ребенку указать сходство и различие слов (понятий, составляющих следующие пары: книга — тетрадь, день — ночь, лошадь — корова, дерево — куст, телефон — радио, помидор — огурец, самолет — ракета, стол — стул.

Упражнение «Поиск противоположного объекта». Взрослый называет какой-либо предмет (например, сахар, а ребенок — как можно больше других, противоположных данному: по функции (съедобное — несъедобное, полезное — вредное и т. п., по признаку (размеру, форме, состоянию) и т. п

Упражнение «Поиск аналогов». Взрослый называет какое-нибудь слово, например портфель, а ребенок придумывает как можно больше «аналогов», то есть других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.).

Упражнение «Аналогии по признакам». Выпишите в столбик признаки заданного предмета, (например, портфель) и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и т. п.).

Упражнение «Составь предложение из трех слов». Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать «аналоги» слов).

Упражнение «Назови одним словом». Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб называем деревьями. Предложите ребенку назвать одним словом:

стол, стул, шкаф — это. ;

собака, кошка, корова -- это. ;

чашка, блюдце, тарелка — это. ;

василек, ромашка, тюльпан — это.

Неумение обобщать — слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку — цвету, форме ( ложка и шарик похожи: они из пластилина). В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

Упражнение «Определения». Ребенку предлагается дать опре-деление предмета, ответив на вопрос «Что такое?», например:

— Что такое стул?

— Это на четырех ножках.

— Значит, наша кошка — это стул?

— Нет, стул деревянный.

— Значит, стол — это стул? (И т. д.)

Литература:

Работа с семьёй при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников, авт. сост. Бережнова О. В. (Серия "Методический кабинет").- СПб. :ООО "Издательство "Детство-пресс",2011

Публикации по теме:

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе «У порога школы» Материалы: Бумажная салфетка; Листы чистой.

Развитие логического мышления Развитие логического мышления К школе ребенок должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Развитие мышления и памяти дошкольников»
Опубликовано: 29 января 2014 в 13:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей: «Развитие мышления и памяти дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Григорьева (УИ 47092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД