МААМ-картинки

Развитие мышления и творческого воображения с помощью логических игр.

Любовь Селяхина
Развитие мышления и творческого воображения с помощью логических игр.
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Публикация «Развитие мышления и творческого воображения с помощью логических игр,» размещена в разделах

Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.

Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств. Владение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку в жизни.

Средства — это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и др., формированию интереса к ним помогает игра — одно из самых привлекательных для детей занятий.

Игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Они включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка (всем ли хватит конфет, почему дети грустят и улыбаются). Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Взрослый при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению.

Логические игры, как правило, рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Многие игры можно организовать и с малышами, учитывая, естественно, особенности их возраста и уровень развития. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Так как мы работаем по программе «Детство», то в основном это игры на развитие логического мышления, их мы используем, как в игровой деятельности, так и на занятиях. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваем, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования элементов игр. Постепенно задания усложняются. Играя с палочками Кюизенера, у детей повышается уровень детского мышления, в основном наглядно-действенный и наглядно-образный. Ведь цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины, упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине, с последовательностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет, познакомить с составом числа и т. д.

Дидактические игры с Блоками Дьенеша такие как: «Житейски истории», «Лабиринты», «Транспорт к выезду готов» и другие развивают прежде всего логическое мышление, формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации. кодирование со знаком отрицания). Воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы отметили, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики. Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей»..

Список литературы:

1. БабаеваТ. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под рук. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004-192с. -(Библиотека программы «Детство»

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. -СПб. ,1995

3. Носова Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. - Л. : 1990г.

4. Шведова Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта : Детям 5-12 лет. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005.-352 с

5. Интернет - ресурсы.

5. Михайлова З. А. игорвые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1985.- 96.,ил.

Публикации по теме:

Морское путешествие. Занятие по математике с детьми 7-года жизни .

Роль нестандартных дидактических средств в обучении дошкольников элементарной математике. Роль нестандартных дидактических средств в обучении дошкольников элементарной математике. Покажи мне твои средства, Чтобы я полюбил твою.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления и творческого воображения с помощью логических игр.
Опубликовано: 2 июня 2013 в 20:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления и творческого воображения с помощью логических игр.» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Селяхина (УИ 78837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД