Получи документы

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Наталья Голяндина
Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Голяндина Наталья Александровна

Учитель-дефектолог

МКДОУ №42 «Материнская школа»

В дошкольном детстве развитие мыслительных способностей лежит в основе становления личности ребенка.

Благоприятным условием развития мыслительных способностей является наличие врожденных задатков. Однако задатки преобразуются в способности лишь при целенаправленном руководстве взрослого.

Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),» размещена в разделах

У детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте мыслительная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов деятельности, который призван стать опорой для психического развития ребенка. Многолетний опыт работы показал, что в ходе целенаправленного обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья развивается мыслительная деятельность. Весь обучающий процесс с детьми с ОВЗ организуется педагогом: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сам действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения.

Важно помнить, то задача умственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не сводится к расширению объема приобретаемых детьми знаний, а предполагает развитие любознательности. А любознательность – это начало познавательных интересов, которые не развиваются сами собой, а требуют заботливого и бережного их выращивания. В дошкольном возрасте эти интересы еще крайне неустойчивы.

Коррекционно педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья основывается на фундаментальном положении отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления : наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Они образуют единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления. И в связи с этим познавательный процесс приобретает специфический характер.

Мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Значит, в первую очередь мы должны научить ребенка действовать с реальными предметами.

Давайте вспомним русские народные игрушки, которые хранят опыт прошлого – матрешки, пирамидки, бирюльки, вкладыши.

Многолетние исследование показало большую роль целенаправленных занятий по формированию мышления, их огромный вклад в умственное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

Формирование наглядно-действенного мышления.

Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический характер, то есть они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Это форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства – в бытовой и игровой ситуации.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительных операций.

При решении проблемных практических задач происходит выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения.

Формирование наглядно-образного мышления.

Вслед за наглядно-действенным мышлением возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает «в уме» только те задачи, которые раньше решал практически.

Простейшее наглядно-образное мышление рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Например, ребенок может представить себе, как должен действовать изображенный на картинке мальчик, у которого машинка закатилась под шкаф.

В дальнейшем дети начинают оперировать «в уме» сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Так, они могут представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей. К старшему дошкольному возрасту наглядно-действенное мышление становится все более обобщенным. Дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения.

Формирование словесно-логического мышления.

На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.

В процессе целенаправленной коррекционно-педагогической работы ребенок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.

В ходе занятий используются различные методические приемы, способствующие развитию логического мышления : сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения.

Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой – развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению зависит от степени форсированности более высоких типов ориентировочно-исследовательской деятельности, на основании более высокого типа ориентировки в условиях задачи и активации речевых задач в словесном плане.

Таким образом, в дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различных условиях может преобладать то одна, то другая форма мышления, и, в связи с этим, познавательный процесс в целом приобретает специфический характер.

На начальном этапе мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок с ОВЗ получает возможность преодолеть статичность восприятия.

Коррекционная работа по формированию мышления направлена на развитие ориентировочной деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Эти важные задачи решаются в процессе проведения специальных занятий и в процессе решения ежедневных жизненных ситуаций.

Публикации по теме:

«На успехе взращивается новый успех!»«На успехе взращивается новый успех!» Я занимаюсь воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья и пытаюсь подготовить их к полноценной жизни в обществе. Каждый день.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Опубликовано: 10 мая 2014 в 22:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голяндина (УИ 169289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД