Светлана Ладная
Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор
С. М. Ладная.
В дошкольном возрасте у ребенка необходимо развивать коммуникативную сторону общения с взрослыми и сверстниками, в дальнейшем это способствует успешному обучению в школе
Тем более это актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
Публикация «Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор» размещена в разделах
Наиболее значимым средством в педагогической практике для разностороннего развития ребенка, обогащения его словаря является художественная литература. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношении, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных срок.
Заучивание стихотворений- один из эффективных приемов развития речи. В связи с особенностями развития памяти в дошкольном возрасте необходимо увеличивать и насыщать литературный стихотворный материал.
По мнению психологов для запоминания текста дошкольнику нужно 8-10 раз стихотворение, и раза 2-3 припомнить в дальнейшем. Учитывая это, продуктивным на наш взгляд, является использование дополнительных приемов, облегчающих запоминания предлагаемого материала, то есть проводить заучивание дошкольниками стихов с опорой на наглядно- иллюстративный материал. С помощью зрительных опор. Интересен в этом плане опыт педагогов Н. М. Гордеевой, Н. Е. Васюковой, которые представили для детей 3-5 и 5-7 лет стихи Г. Лагздынь и песенки народов мира сериями картинок- иллюстраций.
У ребенка с проблемами в речевом развитии к концу дошкольного детства необходимо формировать точную и выразительную речь. Для этого нами проводится работа по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно- иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов.
Их стихотворные тексты наиболее содержательного характера, мелодичны, легко запоминаются.
Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями.
За многолетний опыт работы нам удалось накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности систематизация строилась с учетом лексических тем и приема метода иллюстрации: подобрали наглядно-иллюстративный материал к каждому произведению. Накопленный материал распределили в соответствии с возрастом.
В старшей группе- Г. Лагздынь «Цыпленок», В. Бардадым «В гости дождик зачастил…», И. Михайлова «Осень длинной тонкой кистью…» Л. Сорокин «Слышит мишка косолапый…» и др.
В подготовительной гуппе – А. Барто «Я у мальчиков спросила…», Я. Аким «Апрель», Г. Ладонщиков «Приглашение», А. Шибаев «Капризный жучок», С. Коган «Что бывает выше неба» и др.
Отбирая стихи для заучивания, необходимо учитывать понятность и интерес детей. Поэтому мы подобрали веселые, насыщенные действиями и событиями произведения, в них живой язык, веселые картинки, простые рифмы и позитивный настрой.
При заучивании стихов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо опираться на классическую методику заучивания стихов, на основе использования метода иллюстрации, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы- 7-8.
На пример стихотворение Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…» дается текст стихотворения и к каждой строчке зрительная опора - предметная или сюжетная картинка.
Слышит мишка косолапый - /медвежонок/
Близкой бури грозный свист - /дующий ветер/
Он зовет на помощь папу - /медведь/
Удержать последний лист - /лист на ветке/
Папа шепчет: это осень… - /осень/
А осеннею порой, расстаётся лес с листвой - / листопад/
Так через зрительные опоры- картинки-иллюстрации мы помогаем детям вспомнить сюжет и не перепутать в нем порядок событий. Поддерживая опосредованную память, увеличиваем эффективность процесса запоминания, повышаем продуктивность.
На этапе заучивания стихотворение представляем цельной лентой, на которой последовательно серией картинок – зрительных образов отражено его содержание. На последующих этапах работы производим усложнения -сюжетную иллюстрацию разрезаем на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить последовательность сюжета.
Наш опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации с использованием зрительных опор позволяет развивать интерес к авторским стихам, даже при многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает память, внимание, мышление, делает запоминание осмысленным
Использование метода в работе с детьми с речевыми нарушениями повышает эффективность заучивания стихов : сокращает время заучивания, облегчает его процесс. За счет зрительной памяти, увеличивает длительность запоминания стихов, что способствует развитию долговременной памяти, развитию ассоциативного мышления, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей: расширяет пассивный словарь и обогащает словарный запас.
Таким образом, заучивание стихотворений с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций, которые значительно облегчают запоминание, позволяя сократить время для их усвоения, развивают логическое мышление, оказывают существенную помощь педагогам и родителям в ходе данной работы.