Получи документы

Использование дидактических пособий для развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Вера Измоденова
Использование дидактических пособий для развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из показателей интеллектуального развития ребенка служит уровень развития мелкой моторики и координации движения рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать, у него хорошо развиты внимание, память, связная речь, легче проходит адаптация к школьному обучению.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В. М. Лыков, Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова, М. Ю. Кистяковская, М. М. Кольцова, С. О. Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Публикация «Использование дидактических пособий для развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Наш детский сад является «территорией здоровья» для дошкольников, в нем функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Мониторинг проведенный с детьми, выявил низкий уровень развития мелкой моторики, осязательной чувствительности пальцев рук. Так как дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации, то они не могут спонтанно, по подражанию овладеть предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. У детей с косоглазием и амблиопией отсутствует бинокулярное зрение, и также возникают трудности в овладении предметно-практическими действиями, когда необходим точный зрительный контроль, основанный на процессах фиксации, локализации, прослеживании конкретных действий: слаженное действие двух рук, руки и глаза, орудии труда и действие рук. Поэтому проблема развития мелкой моторики ощущается особенно остро.

В связи с этим, был создан комплект авторских дидактических пособий.

Цель: Тренировка у воспитанников мелкой моторики рук, навыков осязания и тактильной чувствительности, овладения предметно-практическими действиями.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление.

2. Развивать зрительное восприятие, глазодвигательную функцию.

3. Формировать навык взаимодействия «глаз – рука».

4. Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, взаимовыручку.

Все представленные пособия по характеру воздействия можно условно разделить на 3 направления по доминирующим задачам:

I. Развитие сенсорной сферы и практической деятельности детей.

• «Мягкая мозаика».

• «Цветные крошки».

• «Цветные дорожки».

• «Ромашка»

• «Панно с цветными кнопками».

II. Развитие логического мышления, систематизация чувственного опыта дошкольника.

• «Многофункциональный столик».

• «Состав числа в пределах 10».

• «Пальчиковый театр».

III. Развитие прослеживающей способности глаз, слаженного взаимодействия «глаз – рука».

• «Помоги Смешарикам найти свой дом».

• «Чей шарик?».

• «Какую рыбку поймал старичок?».

• «Чей питомец?».

• «Помоги снеговикам найти санки».

Данные пособия иновационны, практичны, соответствуют Федеральным Государственным требованиям и Санитарно-эпидимеологическим правилам и нормативам. Многофункциональность и универсальность позволяет использовать их в работе не только с детьми, имеющими нарушения зрения, но и со всеми воспитанниками дошкольного возраста. Их можно применять во всех видах детской деятельности в разных возрастных группах.

Для создания пособий были использованы цветные крышки от пластиковых бутылок и клеевых карандашей, цветные кнопки, капроновые упаковки косметической продукции, цветная губка.

Дидактическое пособие «Мягкая мозаика»Задачи:

1. Развивать конструктивные способности, цветовосприятие, умение ориентироваться на горизонтальной поверхности.

2. Закреплять умение сравнивать предметы по величине (высокий – низкий).

3. Упражнять в создании узоров по образцу, по памяти, по замыслу.

Материал: капроновая подставка (бросовый материал косметической продукции, цветная губка.

Описание создания пособия: капроновая подставка представляет собой квадрат с отверстиями, из губки вырезать столбики разного цвета и размера (высокие и низкие).

Дидактическое пособие «Цветные крошки»

Задачи:

1. Развивать общую моторику, периферическое зрение.

2. Тренировать быстроту реакции, захватывающую способность пальцев руки.

3. Упражнять в классификации предметов по цвету.

4. Закреплять знание цветов спектра.

Материал: цветная губка, пластиковые бутылки, коробка для хранения.

Описание создания пособия. Цветную губку для мытья посуды нарезать на кубики размером 2см, тарелочки изготовить из дна пластиковых бутылок, края оклеить цветным скотчем. Кубики классифицируются по цвету.

Дидактическое пособие «Цветные дорожки»

Задачи:

1. Развивать цветовосприятие, центральную фиксацию глаз, умение ориентироваться на вертикальной поверхности, отсчитывать предметы по заданию в разных направлениях.

2. Закреплять представления о цветовом спектре и дополнительных цветах (серый, коричневый, розовый).

Материал: капроновая квадратная подставка (бросовый материал косметической продукции) с круглыми отверстиями, фанерная доска, цветные крышки от клеевого карандаша

Описание создания пособия. Капроновую квадратную подставку закрепить на фанерной доске, цветные крышки от карандашного клея вставляются в отверстия на капроновой подставке.

Дидактическое пособие «Панно с цветными кнопками»

Задачи:

1. Закреплять конструктивные способности.

2. Тренировать зрительную память.

3. Учить выкладывать изображения по образцу, по памяти, по замыслу.

Материал: квадратная доска из фанеры размером 20 на 20 см, обтянутая самоклеющейся пленкой, канцелярские цветные пластмассовые гвоздики, цветные резинки.

Описание создания пособия. На квадратную фанерную доску прибить цветные канцелярские гвоздики. С помощью цветных резинок создается изображение по образцу или по замыслу.

Дидактическое пособие «Цветик – семицветик»

Задачи:

1. Развивать осязание, чувствительность пальцев рук при определении на ощупь разных поверхностей (гладкий шелк, мягкая фланель, пушистый мех, шероховатый драп и т. п.).

2. Упражнять в обследовании предмета осязательным способом.

Материал: фанера, пластиковые крышки диаметром 5 см, образцы разных видов тканей и материалов, ткань для мешка, тесьма.

Описание создания пособия. Из фанеры вырезать круги диаметром 24 см. По краям круга прибить пластиковые крышки. Внутри крышек приклеить образцы разных тканей и материалов (мех, шерсть, шелк, фланель, драп, кожа, губка, ситец, наждачная бумага). Можно поместить выпуклые контурные изображения предметов посуды, овощей, фруктов, животных и птиц. В центре фанерного круга отверстие для мешка с аналогичными крышками. Одной рукой ощупывать материал в крышке на поверхности круга, другой рукой на ощупь находить в мешке крышку с аналогичным материалом.

Дидактическое пособие «Многофункциональный столик»

Задачи:

1. Развивать выносливость и силу пальцев рук.

2. Закреплять знание обобщающих понятий, их значение и назначение, знание частей тех или иных предметов.

3. Упражнять детей в обводке изображений через кальку.

4. Тренировать амблиопичный глаз.

Материал: фанера, горлышки от пластиковых бутылок с крышками разных цветов, ватман, предметные картинки по всем лексическим темам (овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы, животные, птицы, насекомые, рыбы, одежда, посуда, мебель, транспорт, профессии и т. д).

Описание создания пособия. На фанерную доску размером 60 на 45 см прибить горлышки от пластиковых бутылок. На листах картона или ватмана вырезать отверстия диаметром равным горлышкам от бутылок, надеть листы ватмана на горлышки и закрепить цветными крышками. Приклеить тематические картинки рядом с отверстиями. Листы для прочности и гигиеничности покрыть прозрачной самоклеющейся пленкой.

Дидактическое пособие «Состав числа»

Задачи:

1. Развивать захватывающую способность пальцев рук.

2. Развивать логического мышление.

3. Закреплять знание количественного счета, знание состава чисел от 2 до 10.

4. Упражнять в сравнении чисел, с применением знаков > < =. Закреплять знание цифр.

Материал: пластмассовая подставка размером 30 на 45 см с круглыми отверстиями (бросовый материал косметической продукции, бочонки от игры «Лото» или крышки от карандашного клея, цветная бумага, цифры от 1 до 10, знаки + - = < >.

Описание создания пособия. На пластиковой подставке с помощью цветных кружков наглядно демонстрируют способы состава числа 10. Цветные кружки приклеивают в отверстия подставки. На бочонках или крышках приклеивают цифры для записи счетных операций.

Дидактическое пособие «Пальчиковый театр»

Задачи:

1. Развивать координацию движений пальцев рук.

2. Развивать связную, эмоционально окрашенную речь.

3. Тренировать развитие слуховой и зрительной памяти.

Материал: подставка для термометров (бросовый материал из медицинского кабинета, пластиковые крышки от пузырьков с каплями для носа типа «Санорин» или «Пиносол», изображения героев.

Описание создания пособия. На подставке разместить 5 крышек, на крышках закрепить изображения героев пальчиковых гимнастик, сказочных героев и т. п.

Для развития глазодвигательных функций и для тренировки навыков взаимодействия глаз-рука предлагаю несколько схем зрительных траекторий. «Помоги cмешарикам найти свой дом», «Чей шарик?», «Какую рыбку поймал старичок?», «Чей питомец?», «Помоги снеговикам найти санки».

Задачи:

1. Развивать прослеживающую функцию глаз.

2. Развивать моторную координацию.

3. Способствовать слаженному взаимодействию «глаз-рука».

Материал: фанерные доски размером 1 м на 50 см, цветная ткань, цветная пряжа, цветная бумага, липучки.

Описание создания пособия. Доску обтянуть тканью для фона. На липучках разместить предметные картинки, создать сюжет, соединив картинки по смыслу цветной или однотонной пряжей.

Предложенный комплект дидактических пособий очень занимателен. При его использовании, руки малышей стали более ловкими, выносливыми, движения точными, скоординированными, улучшились внимание, глазомер, зрительная память.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Медведи»Мастер-класс «Медведи» Учеными доказано,что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и коорди.

Практикум для воспитателей логогрупп «Су-джок терапия в коррекции детей-дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: ребёнок, имеющий высокий уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических пособий для развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 11:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических пособий для развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Вера Измоденова (УИ 140493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД