Ирина Чалкова
Развитие памяти детей 6–7 лет средствами дидактической игры в условиях дошкольной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития памяти является одной из наиболее разрабатываемых тем когнитивной психологии. Актуальность научных исследований, посвященных изучению памяти дошкольников, связана с тем, что развитие памяти в дошкольном возрасте сводится к тому, что естественные, непосредственные формы запоминания начинают превращаться в сложные, социальные по своему строению «высшие психологические процессы» (Л. С. Выготский). Они, приобретая произвольный характер, становятся целенаправленными умственными действиями, занимающими новое место в системе интеллектуальной деятельности (А. Н. Леонтьев). При этом низкие продуктивные показатели памяти снижают вероятность высоких учебных достижений детей на этапе обучения в школе.
Публикация «Развитие памяти детей 6–7 лет средствами дидактической игры в условиях дошкольной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Представители деятельностного подхода Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев внесли значительный вклад в изучение памяти дошкольников и в своих научных трудах обосновывали необходимость учета специфики дошкольного возраста при ее развитии.
В ряде научных исследований показано, что память является одним из ведущих психических процессов в период дошкольного и младшего школьного возраста. Память имеет особенно важное значение для интеллектуального развития дошкольников, обуславливает накопление и расширение опыта. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти ребенка (Д. Б. Эльконин). Исследователи памяти подчеркивали ее ведущую роль у детей подготовительной к школе группе, как функции способной к накоплению опыта, создающей возможности для обучения в школе (Л. С. Выготский, П. И. Зинченко и др.).
Пaмять с точки зрения представителей деятельностного подхода трактуется как психофизиологический процесс, выполняющий в жизни функции зaпоминания, сохрaнения и воспроизведения информaции[4]. Под термином «развитие памяти» мы будем пониматьпроцесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований памяти.
Процесс развития памяти в дошкольном возрасте связан со значительным расширением объема памяти у детей подготовительной к школе группе, нарастанием точности и прочности запоминания, а также возникновением умения запоминать смысловое содержание, произвольно запечатлевать и вариативно, творчески использовать сохранившиеся впечатления. Дети в этом возрасте способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, например картинки, что способствует повышению объема запоминания.
Особенностями развития памяти детей подготовительной к школе группы являются: преобладание непроизвольной образной памяти, формирование предпосылок запоминания в особую умственную деятельность; обеспечение словесно-смыслового опосредованного познания и расширение сферы познавательной деятельности ребенка; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти.
Другими словами в конце старшего дошкольного возраста за счет использования ребенком новых приёмов регуляции мнемическойдеятельности увеличиваются продуктивные показатели памяти.
Общеизвестно, что наиболее полно умения и навыки дети старшего дошкольного возраста приобретают в игровой деятельности, которая способствует разностороннему развитию ребенка. О значении игры для психического развития детей дошкольного возраста писали такие выдающиеся психологи как А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. В процессе развития памяти у детей подготовительной к школе группе большое значение имеет дидактическая игра, как ведущее средство целенаправленной работы.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры – это «рубежные игры, которые представляют собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Для них характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму [6].
В. Н. Аванесова [1] определяет дидактическую игру как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Важным условием результативного использования дидактических игр для развития памяти детей подготовительной к школе группе является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий [2].
Благоприятные условия для развития памяти у детей подготовительной к школе группы создаются в дидактической игре, в том случае, если развитие ее продуктивных показателей: объема и точности, происходит взаимосвязано. На важность такого подхода указал П. И. Зинченко [4], показав, что произвольное запоминание как специальное действие принимает в своём развитии различные формы в зависимости от особенностей тех компонентов, которые составляют реальное содержание этого психического действия. Изменение характера их влечет за собой преобразование структуры мнемонического действия, что, в свою очередь определяет характер запоминания.
В. Н. Аванесова утверждает, что в одних случаях дидактические игры выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности [1].
Истомина З. М. [5], исследуя процессы возникновения памяти у дошкольников показала, что в ходе дидактической игры создаются благоприятные условия для того, чтобы, задача поставленная перед ребёнком – запомнить и припомнить, как самостоятельная, впервые возникла уже в младшем дошкольном возрасте и, следовательно, возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания и припоминания. Это же исследование показало, что специальные упражнения для развития памяти оказываются наиболее эффективными, если они включены в сам процесс дидактической игры.
К концу дошкольного периода дети осваивают в дидактической игре начальные формы управления своей памятью. Объём и точность сохранения информации, намеренно удерживающиеся в памяти, непосредственно зависят от мотивов, которые побуждают ребёнка к запоминанию. Заметно облегчает процесс запоминания дошкольнику, опора на картинки и другие наглядные пособия. Наиболее существенное значение для запоминания имеет активность дошкольников.
При использовании дидактической игры как средства развития памяти детей 6-7 лет целесообразно решать следующие задачи:
• учить есть самостоятельно быть ставить были мнемоническую игра цель,
• учить быть осознавать лишь смысл этих запоминания,
• учить планировать есть мнемоническую игра деятельность,
• учить плюс обследовать быть предметы этих на зрительной были основе есть в целях одно запоминания,
• учить лист контролировать одно и оценивать были результат лишь запоминания.
Для развития одно памяти детей этих подготовительной того к школе лишь группе лист целесообразно были использовать одно следующие лишь дидактические лист игры.
«Вспомни были предмет».
Дидактический лишь материал : десять игра картинок быть с изображениями есть знакомых одно предметов.
Время одно проведения: 1,5-2 мин.
Описание были задания: ребёнок рассматривает плюс картинки были и запоминает, что на них нарисовано были в течении были 10 с. Затем лист картинки лист переворачивают. Взрослый быть показывает быть на перевёрнутую одно картинку, а ребёнок должен были вспомнить плюс и назвать были предмет, изображённый на картинке.
«Рассказываем одно сказку». Дети сидят были в кругу, один начинает этих рассказывать были сказку были другой были продолжает. Каждый лист произносит лишь 1 – 2 фразы, форсируя были ход событий быть в сказке.
«Что изменилось».
Дидактический лишь материал : таблица были с изображением игра предметов лист для запоминания, другая игра таблица были с изображением есть тех же предметов плюс плюс дополнительные.
Время одно проведения: 2-3 минуты, индивидуально
Описание этих задания: ребёнку предлагается одно внимательно были посмотреть лист на рисунки лист в первой игра таблице лист и запомнить есть их. Затем лист рисунок лишь закрывается этих и ребёнку предлагается этих новая плюс таблица одно уже с большим того количеством этих предметов, среди быть которых быть есть изображения одно тех, что были в первой того таблице. Ребёнка спрашивают, нет ли на картинке быть предметов, которые были были на первой игра и какие игра предметы были появились одно вновь.
«Вспомни есть фигуру».
Дидактический были материал : счётные палочки, лист бумаги.
Время плюс и форма лист проведения: 3 минуты, индивидуально.
Описание одно задания: на столе этих перед того ребёнком выкладывается одно фигура были из счётных палочек, затем одно ребёнок смотрит были на неё в течении игра нескольких лист секунд, чтобы лист как можно быть точнее есть запомнить. Затем плюс фигура игра накрывается того листом плюс бумаги, а ребёнку даётся задание лишь сложить лишь по памяти лист точно одно такую плюс же. После лист того как ребёнок сложит того фигуру, он должен того будет этих сам сравнить того её с образцом, заметить лишь и посчитать были ошибки есть и исправить этих их.
«Найди быть такой плюс же»
Материал: 8 карточек плюс размером игра 4,5 на 5 см., с изображениями : чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта есть размером плюс 20 на 27,5 см., разделённая на 24 клетки. Каждому были изображению лист на карточке были должны быть соответствовать того 3 изображения игра на карте : одно - идентичное, второе лист - отличающееся были какой лишь - нибудь этих деталью, третье были - сходное игра лишь общим того силуэтом есть и назначением. Соотношение быть цветов лист в этих трёх изображениях быть должно того быть одинаковым.
Описание лист задания: игра проводится были с двумя были детьми. Передигра детьми этих кладут этих карту игра и говорят: «Я буду показывать быть маленькие этих карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти одно такую одно же картинку этих на большой плюс карте». Детям плюс по одной быть показывают лист карточки. После этих каждого были предъявления были детям одно даётся возможность плюс найти плюс такое игра же изображение были на карте.
«Магазин быть ковров».
Материал: карточки плюс с геометрическим были орнаментом.
Описание лишь задания: ребёнок должен быть выбрать плюс и купить игра ковёр, какой лист попросит были товарищ. Например: «Лена, слушай одно и запоминай. Купи такой одно ковё р: в середине игра овал, сверху быть четыре были круга, снизу одно четыре одно круга, слева быть два квадрата, справа одно два квадрата». Дети вместе были проверяют быть правильность одно выполнения быть задания.
Таким образом, целенаправленное использование дидактической игры в качестве средства развития памяти в конце старшего дошкольного возраста за счет использования ребенком новых приёмов регуляции мнемической деятельности способствует увеличению показателей памяти.