Получи документы

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Ирина Чалкова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Проблема развития памяти является одной из наиболее разрабатываемых областей психологии. Память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (Л. С. Выготский, З. М. Истомина, В. А. Крутецкий,А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов и др).

Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В психологических исследованиях память описывается как необходимый компонент широкого диапазона когнитивных функций, от восприятия до понимания речи, – объединяемых тем, что все они предполагают использование накопленной информации (Р. Аткинсон, Ц. Флорес, И. Хофман).

В отечественной психологии память рассматривается, как сложная форма психической деятельности, формирующаяся в онтогенезе и опирающаяся на иерархическую систему саморегулирующихся актов, включающих в себя, как нейрофизиологические, так и психические процессы (А. Р. Лурия).

Р. С. Немов пишет, что память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [18].

Е. И. Рогов определяет память как сложный процесс, включающий в себя такие процессы, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание [23].

По мнению С. Л. Рубинштейна, память включает в себя ряд процессов, прежде всего, это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение [26].

И. В. Дубровина дает следующее определение: память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньшевоспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

1. Сравнительно простые события жизни, которых производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

5. Память человека связана с его личностью, причем, таким образом, патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

6. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние [9].

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.

1. Установлено, что в запоминании, сохранении и

воспроизведении материала участвуют различные операции по его

переработке, в том числе такие мыслительные операции, как анализ,

систематизация, синтез и другие. Они обеспечивают смысловую

организацию материала, определяющую его запоминание и

воспроизведение.

2. Большую роль в запоминании и воспроизведении играют

повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от

того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т. е.

является не механическим повторением, а новым способом

структурирования и логической обработки материала.

3. Установка «запомнить» способствует запоминанию, т. е.

запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит

перед собой соответствующую мнемическую задачу.

4. При восприятии материала человек видит обычно намного

больше, чем запоминает и в состоянии воспроизвести [9].

К числу феноменов забывания и сохранения материала в памяти относятся феномены памяти, обозначенные как эффект края, эффект первичности, эффект генерации, эффект или феномен Б. В. Зейгарник.

Одним из наиболее известных феноменов забывания и сохранения в памяти получил название феномен Б. В. Зейгарник, по имени российского психолога Б. В. Зейгарник. Экспериментально было установлено, что количество запомнившихся испытуемыми прерванных задач примерно вдвое превышало количество подлежавших запоминанию завершенных задач. Однако в дальнейшем экспериментальная проверка, в целом подтвердив его справедливость, внесла поправки, которые необходимо учитывать при общей характеристике этого феномена мнемической активности. Выяснилось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации - прерванные задания.

В многочисленных экспериментах было доказано: человек лучше запоминает те слова, которые сам создает (генерирует, чем те, которые ему показывают. В психологии это явление получило название эффекта генерации. Эффект генерации любопытен тем, что испытуемые не запоминают специально своих слов и предложений. Собственные идеи сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно [11].

Выявление эффектов края, первичности, генерации, а также феномена Зейгарник не исчерпывает исследования механизмов сохранения и забывания. Однако, чтобы запоминание было в достаточной степени продуктивным, необходимы специальные волевые усилия, которые могут привести к воспроизведению и узнаванию всего того, что важно для человека в его практической деятельности.

Обратимся к рассмотрению вопроса о развитии памяти. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постоянное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщение к материальным и культурным достижениям человечества [22].

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П. П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что разные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти : двигательная, аффективная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим [22].

В онтогенезе все виды памяти формируются довольно рано и тоже в определенной последовательности. Позже других начинает работать логическая память. Она имеется у ребенка трех четырехлетнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около шести месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени - двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным [23].

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о ранней онтогенетической эмоциональности младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная память, а не двигательная. Вполне может быть, что они появляются и развиваются одновременно. Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л. С. Выготский. [29] Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами.

Память по мере своего развития все больше сближается с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л. С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка — значит вспоминать» [29,с. 161].

Отношение «мыслить припоминать» с возрастом у ребенка

заменяется на отношение, согласно которому само запоминание

сводится к мышлению: «запомнить понять, сообразить».

Дальнейшее свое развитие и конкретизацию эти положения

получили в работе ближайшего сотрудника Л. С. Выготского - А. Н.

Леонтьева. Он экспериментально показал, как один мнемический

процесс - непосредственное запоминание с возрастом постепенно

заменяется другим, опосредованным. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому совершенствование памяти человека идет параллельно с развитием его речи. Таким образом, в психологии сложилось представление о развитии памяти, связанное с реализацией принципа единства деятельности и психики [11].

ие, какими средствами надо вооружить обучающегося и другие.

А. А. Смирнов указывал, что роль понимания при запоминании общеизвестна, и подчеркивал связь запоминания и процессов мышления, которые в этом случае выступают как средство более глубокого и отчетливого понимания материала. Более того, «мыслительная деятельность в ее самых разнообразных и сложных проявлениях составляет психологическое ядро воспроизведения» [29,с. 305].

Экспериментальные исследования влияния эмоций на запоминание различного материала доказали, что события, оцениваемые испытуемым как очень приятные или неприятные, запоминаются лучше, чем нейтральные. Эксперименты Н. Я. Батовой, Е. Д. Хомской по изучению влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала подтверждают эту связь: «Нарушение эмоционально-личностной сферы известные в клинике поражения лобных долей мозга - находит свое отражение в мнемических дефектах» [37,с. 88].

В исследованиях Е. Г. Махлах и И. А. Рапапорта, направленных на обнаружение конкретной связи определенных особенностей памяти и личности, было установлено, что развитие долговременной памяти у школьников старшего возраста связано с развитием волевых качеств личности. В работе этих ученых «Соотношение памяти и волевых качеств личности», подтверждается гипотеза зависимости развития памяти от ценностей и интересов личности, а именно, наблюдается предпочтительное развитие того вида памяти, который обслуживает ведущие цели и деятельности.

Результаты изучения памяти в таких направлениях, как память и мотивация, память и установка, влияние социальных условий на ее развитие в онтогенезе, данные исследований продуктивности памяти в зависимости от вида и характера деятельности, а также исследований интерфункциональных связей с другими психическими процессами дают основание для системного анализа процессов памяти [11].

Таким образом, память на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей теоретического и практического направления. Исследования процессов памяти продолжаются.

Мозг человека обладает очень важным свойством: он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Память - средовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Образы памяти именуются представлениями. По виду преобладающего ощущения, лежащего в основе представлений, их подразделяют на зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные; по характеру отражения, воспринятого ранее в представлениях, выделяют представления памяти и представления воображения. Представления памяти могут быть единичными и общими. В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для отдельного предмета или явления. В общем представлении, отражаются черты, общие для многих сходных предметов.

Представления событий, вещей могут возникать у человека в соответствии с его целевой установкой, но могут возникать и без заранее поставленной цели. В первом случае имеем пример произвольного представления, во втором - непроизвольного.

Представления сходны с восприятиями, на основе которых они возникли, но обычно обладают меньшей яркостью, отличаются меньшей полнотой. У большинства людей отмечаются указанные свойства. Но встречаются люди, у которых представления бывают почти такими же яркими, как сами восприятия. Яркими представлениями обладают художники, писатели.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессе запоминания анализатору. В первом случае выделяется:

1. Мгновенная или иконическая память. Она связана с удержанием точной или полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Деятельность этой памяти от 0,1 до 0,5 с. За это время решается вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание в высших отделах мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и мгновенная память заполняется новыми сигналами.

2. Кратковременная память. Она представляет собой способ

хранения информации в течение короткого промежутка времени.

Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает

нескольких десятков секунд. Кратковременную память

характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5

до 9 единиц информации и определяется по числу единиц

информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести

спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления

ему этой информации. Кратковременная память связана с так

называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной

памяти в нее попадает только та информация, которая сознается,

соотносится с актуальными интересами и потребностями человека,

привлекает к себе его повышенное внимание.

3. Долговременная память. Это память, способная хранить

информацию в течение практически неограниченного срока.

Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может

воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более

того, многократное и систематическое воспроизведение данной

информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не

требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, так

как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере

актуального сознания.

4. Оперативная память. Это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

5. Генетическая память. Эту память можно определить как

такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и

воспроизводится по наследству. Основным биологическим

механизмом запоминания в такой памяти являются, по-видимому,

мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Рассмотрим классификацию видов памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

1. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение многообразных, сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

1. Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности, различают подвиды образной памяти зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами, так как эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти. У некоторых людей наблюдается особая форма образной памяти -эйдетическая, отличающаяся фотографической точностью. Это явление феноменальной памяти на протяжении многих лет привлекает внимание психологов, пытающихся дать точное объяснение ее механизмам.

3. Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо

переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но

особенно проявляется в человеческих отношениях. Толчком для

проявления эмоциональной памяти могут быть воспоминания о

каких-либо событиях, сопровождающихся переживаниями. На

эмоциональной памяти непосредственно основана прочность

запоминания материала: то, что вызывает у человека

эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и

на длительный срок.

4. Словесно-логическая память. Ее содержанием являются

мысли человека. Мысли не существуют без языка, поэтому память

на них и называется словесно-логической. Человек, обладающий

словесно-логической памятью, быстро и точно запоминает смысл

событий, логику какого-либо доказательства. Этот смысл он может

точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

Таким образом, человеческая память многоаспектная. Различные виды памяти имеют весьма отличные физиологические механизмы.

Память сложный психический процесс, состоящий изнескольких частных процессов, связанных друг с другом. Эти процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и узнавание) выделяются не только на основании того, что это разные процессы по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по той причине, что у разных людей каждый из этих процессов может быть неодинаково развит.

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. В зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное [18].

В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Успех запоминания обеспечивается также самоконтролем.

Сохранение и забывание - взаимосвязанные процессы памяти, от протекания которых зависит, что останется в памяти человека со временем.

Сохранение как мнемический процесс - это удержание в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека. Сохранение заученного материала зависит от ряда факторов: от глубины понимания материала, от установки личности, от применения усвоенных знаний, от повторений. [9]

Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера, экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии,сколько препятствовать ему. Далеко не все, что запоминается в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т. е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезают, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль, при ориентировке в окружающей среде, забывается [9].

Забывание процесс, характеризующийся уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или ранее запомнилось. Подобно сохранению и запоминанию, забывание имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не вызывает интереса человека, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь, а с ошибками. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, длительное забывание - их угасанием. Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. Исследования процесса забывания выявили интересную особенность: наиболее полное воспроизведение сложного и обширного материала бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое отсроченное, улучшенное воспроизведение называется реминисценцией. Ее проявление обусловлено снятием охранительного торможения, вызванного утомлением нервных клеток в процессе заучивания. Забывание -- процесс необходимый, дающий мозгу возможность освободиться от избыточной информации [7].

Воспроизведение и узнавание являются процессами

актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала.

Узнавание опознание воспринимаемого объекта, который уже

известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс

воспроизведения представляет собой более сложную форму

мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда

достаточно длительного напряжения умственной деятельности

человека. Воспроизведение процесс, предполагающийвосстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений. Организованность и целенаправленность всякой серьезной деятельности в человеческом обществе предает памяти, и в частности процессу воспроизведения, избирательный характер.

Основные виды, характеризующие мнемическую активность -запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, в реальной жизни человека неотделимы друг от друга. Невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания. Таким образом, расчленение мнемического процесса на его составные части имеет смысл только для осуществления цели эксперимента, изучения и обучения.

Таким образом,в современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в потоке информации. Без развитой памяти труднодостижимо гармоничное развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями, умениями и навыками.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста Введение Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением.

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

Консультация «Развитие памяти у детей старшей группы детского сада»Консультация «Развитие памяти у детей старшей группы детского сада» Развитие памяти у детей старшей группы детского сада достигает уже довольно высокого уровня. Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события.

Мастер-класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вашему вниманию представить свои мастер класс «Развитие памяти через дидактические игры»..

Особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение, которых среди психологов.

Публикация на тему «Психологические игры. Развитие памяти у детей с помощью пособия «Логопедки»Публикация на тему «Психологические игры. Развитие памяти у детей с помощью пособия «Логопедки» Для того, чтобы начать заниматься с детьми играми на развитие познавательных процессов, необходимо прежде всего желание самого педагога,.

Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста Память можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание).

Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - это ориентация.

Консультация для родителей «Развитие памяти у детей» "Развитие памяти у детей» Память одна из самых главных составляющих жизни человека. Ведь чем лучше развита память, тем больше информации.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2018 в 09:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД