оксана гурьянова
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм»- преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно совсем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Публикация «Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Цель проекта: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Тип проекта: творческий
Длительность: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
По числу участников: групповой.
Образовательные области: труд, познание, коммуникация, здоровье, музыка,
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат: Музыкальный досуг; выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей.
Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации
Ход проекта:
1 этап: Во время экскурсии в мини-музей детского сада ”Русская изба” дети стали задавать много вопросов: - Почему на куклах такая одежда?
-Как эта одежда называется?
-Почему она именно такого цвета?
Из чего их шили и чем украшали?
Так родился проект ”Русский народный костюм”
Деятельность педагога: было определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернете. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Взаимодействие с семьей: проведение консультаций, проведение бесед о создании и значении проекта.
Проведение родительского собрания «Русский народный костюм».
Деятельность детей состоит из трех вопросов:
1. Что мы знаем
2. Что хотим узнать
3. Где и как это можно узнать
2этап: На данном этапе рассматривались иллюстрации и фотографий, репродукции картин. Проводили беседы по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность. Посещение музеев. Индивидуальные презентации родителей совместно с детьми.
Образовательная область «Социализация» - Дидактические игры:
«Оденем куклу в русский народный костюм»,
Домино
«Русский народный костюм», «ПодбПодбери головной убор к сарафану», «Собери узор», «Сложи картинку» "Русский народный костюм«.
Активизация словаря детей : "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".
Сюжетно – ролевые игры:«В гости к бабушке Марье»,«Мастерица».
Подвижные игры: «Ручеек»,
«Бояре», Гуси-лебеди».
Театрализованные: «Как выросла рубаха»
Цель: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Образовательная область: «художественное творчество»-
Аппликация: «Поясок»,
«Сарафан», «Рубаха»
Лепка: «Кукла маша в сарафане»
Рисование: «Украсим Мане и Ване наряд»,
«Элементы узоров на сарафане» Оформление выставки.
Дети с интересом рассматривали репродукции картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды
Образовательная область «Коммуникация» - Знакомство с пословицами и поговорками:
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды любят.
Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
Встать раньше - шагнуть дальше.
Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
Работа - с зубами, а лень - с языком.
Плуг от работы блестит.
Работа с родителями- Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе Помощь в подборе книг, фотографий и информации.
Изготовление книжки- малышки «Пословицы».
Помощь родителей в пошиве женского и мужского народного костюма.
Участие в творческих выставках, в создании предлагаемых проектов.
Изготовление папки - ширмы «Загадки об одежде».
Отзывы родителей.
Анкетирование родителей.
Участие в открытом занятии «Путешествие мальчиков и девочек в древнюю Русь»
Помощь родителей в разработке и изготовлении проектов
Анализ проделанной работы
Дети используют полученные знания в игровой деятельности.
При планировании познавательной деятельности и реализации проектов учитывались детская инициатива, личный опыт, следовательно, все дети в группе были заинтересованы темой проекта.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.
Дети, родители, воспитатели получили взаимное удовольствие от совместной деятельности над проектами.
В ходе работы над проектами создалась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями.
На родительском собрании всем участникам проекта будут вручены благодарности.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на сарафане. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.