Елена Токарева
Развитие поисково-исследовательской деятельности в семейном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
В продолжение предыдущей статьи, посвященной экспериментированию, пишу следующую, адресованную родителям пытливых детских умов.
Мне хочется поделиться некоторыми выводами, сделанными мною на своем жизненном пути. Это только мое мнение, я его никому не навязываю. Буду рада, если кому - то пригодятся мои умозаключения. Особенно хотелось, чтобы эти строки были прочитаны категорией молодых родителей, потому что сама в прошлом к таким относилась. Новое поколение родителей - оно другое, ни плохое, ни хорошее, у него свои достоинства и недостатки. Они много времени проводят в компьютерных сетях, может быть, когда - нибудь натолкнутся на мои статьи, и они окажутся им полезными. Ведь, я думаю, не надо объяснять, что дети - это наше будущее, наша старость. Что мы в них вложим сейчас, то потом и получим. Для развития познавательной активности многого не требуется.
Публикация «Развитие поисково-исследовательской деятельности в семейном воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Любой момент, любое место, любые предметы могут подвергнуться исследованию. Е если ребенок будет видеть заинтересованность родителей, если этот процесс будет совместным, все может обойтись без лишних разрушений. Любимое место для мальчиков - это папин гараж во дворе и машина, не игрушечная, а настоящая. И вот тут мои дети тоже проявили инициативу. Когда папа на заправочной станции открыл дверцу бензобака, не него высыпалась детская посуда для кукол. Окружающие еле скрывали улыбку, а папа, конечно, в душе негодовал. Но я -то знаю, что мои дети просто поэкспериментировали, пытаясь понять, сколько поместится под эту крышку предметов. А вот если бы папа подошел научно к этому вопросу, то взял бы ребенка и целенаправленно объяснил многие процессы, обошлось бы без казусов. Почему работают «дворники» и смывают капли дождя, как закрываются стеклоподъемники, почему руль поворачивает такую махину – сколько неизведанного открылось бы детям.
Мамы более сговорчивы и лояльны к своим детям. Они допускают их в свои владения – кухню. И чудеса -здесь столько интересного: и емкости с водой, и тонущие, нетонущие предметы, разные по прочности, вкусу, цвету, запаху, объему, размеру. Чего стоит только одно тесто, растущее на глазах, которому можно придать любую форму. Масло, которое не растворяется в воде, а сахар и соль наоборот. Вода, которая приобретает вкус, цвет, запах, форму других предметов. А ванная комната – это целая лаборатория по исследованию мыла, пузырей, губок, шампуней. Конечно, под неусыпным оком мамы.
Так что, на каждом шагу, в доме, во дворе, на улице привлекайте внимание ребенка к неизведанному. Не знаете, как объяснить научно, почитайте литературу. Хлопнула дверь, заскрипел пол, увидели паутинку, падающий листик, закат солнца и т. д. – объясняйте. Физика начинается с внимания и любопытства к простым вещам. Стимулируйте поисковую деятельность. Тогда в школе ваш ребенок будет активным, любознательным, задающим вопросы и ищущим на них ответы. Это наши дети – то, ради чего мы живем, мы должны в них вложиться полностью, должны прощать их шалости и ошибки. Детской любознательности нет предела. Нужно дать детям возможность проявить фантазию и высвободить энергию. Ребенок сам натолкнет вас на интересующий его объект. Задача взрослого – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Несколько советов:
- не отталкивайте ребенка
- делайте все совместно
- объясните, почему нельзя
- поощряйте любопытство
- помогите с выводом
- хвалите
- доводите дело до конца
- больше общайтесь
И со временем, ребенок будет сам делать выводы, заключения, переносить их на другие объекты, будет желать узнать больше и не будет стоять на месте.