Анна Чижова
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Далее идёт полноценное становление личности ребёнка.
Прежде чем приступить к своей работе, мне нужно было произвести первичную диагностику сенсорного развития детей. В основные аспекты диагностики я включила знание и определение четырёх основных цветов, знание ребёнком величины (большой, маленький) и знание формы (круглая, квадратная, треугольная). Так как дети пришли вновь, уровень развития не имеет высоких результатов.
Главное, возрасте до 3 лет – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов. Исходя из результатов первичной диагностики уровня развития детей и из требования программы я поставила перед собой цель и задачи.
Цель: Целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей в разных видах деятельности.
Задачи:
• Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей
• Знакомство в детей с разными видами сенсорных эталонов (Цвет, форма, величина)
• Формирование умения сравнивать предметы на основе главного сенсорного признака
• Развитие интереса детей к совместному со взрослыми и самостоятельному обследованию предметов.
Предметно-развивающая среда в ДОУ. Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде. Для создания предметно-развивающей среды мною был создан сенсорный стол, где дети могут упражняться в группировании предметов по цвету и форме. В кукольном уголке имеются куклы, одетые в наряды основных цветов, у каждой куколке есть своя чашечка, блюдце и ложка. В уголке для мальчиков имеются разные по цвету автомобили, большие и маленькие машины. В изо-уголке так же сознаны условия для сенсорного развития малышей – гуашь, пластилин и карандаши 4 основных цветов. Дети очень любят собирать и разбирать доски-вкладыши, с их помощью они развивают мышление и мелкую моторику рук. Путём проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующие гнёзда. Так же у нас имеется различный материал, для усвоения детьми свойств и признаков предметов. Ребёнок может самостоятельно выбирать себе игру. Есть и дидактические игры, многие из них сделаны своими руками. А из мозаики дети самостоятельно формируют различные образы.
Знакомство с цветом. Начав знакомить детей с 4 основными цветами, я предлагала множество упражнений и дидактических игр. В подгрупповой работе я обращала внимание на то, правильно ли ребёнок выбирает цвет, а в индивидуальной – на то ли поле он кладёт фигурку. Конечно, без ошибок не обходилось, но важно было объяснить это малышу.
В современной системе сенсорного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Варианты таких игр могут быть разные. Широко использовались игры-занятия, игровая деятельность для ознакомления детей с цветом. В игровой форме я учила детей соотносить цвет реальных предметов (чашка, блюдце, одежда) с сенсорными эталонами, которые постепенно осваивали малыши.
Малыши любят самостоятельно заниматься с дидактическим материалом, тем самым они закрепляют свои знания о цвете, развивают своё мышление.
В соответствии с этим предлагались дидактические игры на закрепление цвета.
Знакомство с формой. Проанализировав отечественную и зарубежную педагогическую литературу, я решила, что важным аспектом в развитии сенсорных эталонов у детей является знакомство детей с формой. С помощью словестных и наглядных методов мною чётко были описаны основные формы – квадрат, треугольник, круг. Дети с удовольствием повторяли за мной эти названия. Так как обследование предметов является важным сенсорным методом, я уделяла этому много внимания. Предлагала обводить пальчиком геометрические фигуры, потрогать уголки, рассмотреть фигуру со всех сторон. Затем, учила детей находить определённую фигуру из множества других.
С помощью дидактических игр «Найди домик для фигуры» и «Собери картинку из фигур» дети закрепляли свои знания о форме предметов. Каждому ребёнку предоставлялась возможность поупражняться в выборе фигуры. Если у ребёнка что-то не получалось всегда помогал воспитатель, который следил за выполнением действий ребёнка. Постепенно геометрические формы становились для детей сенсорными эталонами. При этом велась опора на наглядный, раздаточный материал.
Я предлагала детям в свободное от занятий время логические домики, машины. С помощью них, дети не только развивали логику и мышление, но и моторику рук. Путём проб и ошибок дети находили правильное решение.
Знакомство с величиной. При знакомстве детей с величиной в начале работы для оценки размера использовался приём наложения двух предметов разного размера. Затем в игровой форме предлагала детям сравнить предметы по размеру на глаз.
Знакомство детей с сенсорными эталонами проводилось в различных видах деятельности. Проводились занятия в игровой форме, художественное творчество, труд и т. д.
Интегрирование образовательной области «Познание».
Начиная с 2 лет у ребёнка активно развивается восприятие. Этот процесс идёт под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий. Сенсорное развитие детей идёт в тесном контакте с другими видами деятельности: музыкальное и физическое развитие, художественное творчество, социализация, коммуникация, труд и др.
Так, например, с образовательной областью художественное творчество ребёнок познаёт мир различных цветов и признаков предметов; с образовательной областью коммуникация, ребёнок закрепляет знания о свойствах и признаках предметов, называя их, и т. д.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Работа с родителями. Важную роль в данном вопросе играет и работа с родителями. Я включила в этот важный пункт несколько аспектов:
1. В начале года на родительском собрании (тема: «Сенсорное развитие малышей») предлагалась анкета по вопросу знания родителей о сенсорном развитии и воспитании дошкольников;
2. Была создана папка-передвижка «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста» с фотографиями занятий, рекомендации в родительском уголке;
3. Родителям было предложено поучаствовать в конкурсе «Игры и пособия в обогащении сенсорного опыта детей».
Было очень приятно видеть родителей в конкурсе «Игры и пособия в обогащении сенсорного опыта детей». Ими было сделано панно «Воздушные шарики», где дети могут поупражняться в соотнесении цвета; дидактическая игра «Спрячь мышку» - дети должны закрыть окошко с мышкой определённой плоскостной фигурой; мягкий логический куб, где дети упражняются в соотнесении цвета; яркая сумочка, где дети развивают мелкую моторику рук и логическое мышление; дидактическая игра «Большой, маленький» (на соотнесение размера). Родители с удовольствием рассказали о значимости игр, которые они сделали своими руками для нашей группы. Они были заинтересованы тем, что могут создать множество подобных игр и обещали, что ещё что-нибудь придумают. Все родители, которые участвовали в конкурсе в дальнейшем будут награждены почётными грамотами.
Вывод. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т. п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (помидор, трава, лимон и т. д.);
- активно используют "опредмеченные" слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, формы и величины.
Задачи на будущее: продолжать создавать условия для развития сенсорного опыта детей;
учить детей выполнять простейший сенсорный анализ;
учить группировать предметы по образцу, учитывая их форму, цвет и величину;
учить соотносить однородные и разнородные предметы по форме, цвету, величине.