Приложение МААМ

Развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности

Наталья Желтова
Развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из форм в процессе образования детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. В режиме дня самостоятельной деятельности ребенка уделяется особое место. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях детского сада, следует рассказать о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности» размещена в разделах

Самостоятельная деятельность детей – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Самостоятельная деятельность позволяет учитывать познавательные интересы детей.

Поскольку познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах творческой деятельности, взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Самостоятельная деятельность позволяет включать дошкольников в различные виды деятельности :

-решение проблемно-поисковых ситуаций;

-экспериментирование;

-сюжетно-ролевые игры;

-конструирование;

-творческие задания (лепка, аппликация, рисование, театр).

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу (Ю. Ф. Гаркуша, С. А. Миронова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева и др.). В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов (Л. Г. Галигузова, А. Г. Рузская, Т. В, Сенько, Е. О. Смирнова и др.).

В связи с этим целью моей работы стала - развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности.

Задачи работы:

1. Подготовить дошкольников с общим недоразвитием речи к самостоятельной деятельности.

2. Определить различные виды деятельности для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

3. Развивать и направлять активность детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.

Развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности проходит в несколько этапов:

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в дошкольной группе. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Сезонная одежда». Детям в самостоятельной деятельности предлагаются :

-сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (одеть кукол на прогулку в соответствии с сезоном и погодой);

-лепка из пластилина по заданной теме;

-раскрашивание и штриховка;

-конструирование из геометрических фигур различных предметов одежды.

Самостоятельная деятельность позволяет учитывать познавательные интересы детей.

Поскольку познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах творческой деятельности, взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Самостоятельная деятельность позволяет включать дошкольников в различные виды деятельности :

-решение проблемно-поисковых ситуаций;

-экспериментирование;

-сюжетно-ролевые игры;

-конструирование;

-творческие задания (лепка, аппликация, рисование, театр).

Говоря о развитии познавательной активности, мы исходим из индивидуальности проявления этого образования. Поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников учитываем, что предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого в центрах активности детей предусматриваем периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования с различными материалами. При этом мы используем разнообразные конструкторы, многофункциональные модули, маты, кегли, природный и бросовый материал и т. д.

Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

Особое внимание я уделяю неправильным ответам. Анализирую их вместе с детьми, помогаю понять их свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка, поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.

Приведу примеры использования проблемно-поисковой ситуации в своей работе:

- Ситуации выбора: подбери из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которые можно взять с собой на зимнюю прогулку.

-Проблемные вопросы типа: «Как узнать, что наступила осень?», «Куда исчезает снег весной?».

- Противоречия : «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться». (Противоречие : Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.).

Также важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных я использую, например, такого вида:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих действий.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму. В нашем детском саду педагоги для решения этой задачи изготавливают народные куклы, создают творческие работы в технике квиллинг, тестопластика, аппликация и др.

Формированию и развитию познавательной активности способствуют обучающие дидактические игры. Ребенок познает, получает новые знания, обобщает и закрепляет их.

Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это развивает воображение и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.

Мы используем следующие виды творческих заданий:

"Совместный рисунок", "Придумай сказку", "Придумай название», "Ласковые шаги" (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово, «Волшебный стул» (севшему на волшебный стул все говорят комплименты, «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы, «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах, «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах, «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и мн. др.

При проведении игр обязательно использую положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Так для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе кроме центров для разных видов детской активности : двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т. д., создаем условия для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей.

Большое значение придаем организации экспозиций разнообразных детских работ. Следует подчеркнуть, что систематические выставки продуктов детского творчества в нашем детском саду являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, если в них представлены работы каждого ребенка, независимо от их качества. Все это создает у детей чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию у них положительной самооценки, уверенности в своих силах.

Таким образом, самостоятельная деятельность включает в себя разнообразные виды деятельности. Умение дошкольников выбирать вид деятельности в соответствии со своим познавательным интересом, а также включенность педагога в эти виды деятельности, позволяют развивать познавательную активность у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Библиографический список использованной литературы

1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Л. А. Венгер//М., Просвещение, 1986.-155 с

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6. – С. 11-14

3. Мухина В. С. Возрастная психология. - М. -1988.

4. Сидорова У. М. «Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР» М. : ТЦ Сфера, 2005

5.https://www.psyworld.info/poznavatelnaya-aktivnost-doshkolnikov

Публикации по теме:

Оформление изоуголка в подготовительной группеОформление изоуголка в подготовительной группе нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего её развивающему характеру. Хочу поделиться оформлением.

Презентация для воспитателей «Музыкальные уголки в группах ДОУ» В каждом детском саду, в каждой группе есть музыкальные уголки для развития музыкальных, творческих способностей ребенка в процессе самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности
Опубликовано: 13 августа 2014 в 11:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников с общим недоразвитием речи в самостоятельной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Желтова (УИ 19665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД