МААМ-картинки

Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте средствами экспериментально-опытнической деятельности.

онянова юлия
Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте средствами экспериментально-опытнической деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время система образования сталкивается с нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания, интеллектуальной пассивностью учащихся. Как пишет профессор Сорокоумова Е. А., данная проблема может быть решена путем оптимальной организации образовательной деятельности, так как в ней происходит становление познавательной активности ребенка.

Публикация «Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте средствами экспериментально-опытнической деятельности,» размещена в разделах

Познавательной активностью психологи называют стремление человека к новым знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность заставляет искать и находить решение таких проблем, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Зачастую она вызывает у человека новый интерес и к тому, что уже вроде бы хорошо известно и кажется вполне понятным. Человек с более развитой познавательной активностью может увидеть что-то новое, интересное и непонятное там, где вроде бы все уже давно понятно и хорошо изучено.

К познавательным психическим процессам можно отнести психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Это ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря этим процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Познавательная активность развивается у человека с раннего детства. Как только человек родился, он получает информацию об окружающем мире. И это поступление идет до самой смерти человека. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявление которой весьма разнообразно.

Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации образовательной деятельности дошкольников были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной и др.

Ими были выделены условия формирования познавательной активности детей : своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. Любопытство является источником появления любознательности.

А. И. Сорокина определяет любознательность как «. общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений».

Внешне она проявляется в следующем:

непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;

• позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольников может являться экспериментально-опытническая, поисковая деятельность.

Вот некоторые опыты, которые можно провести вместе с детьми.

ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

«КАК БОРОТЬСЯ С ОГНЕМ».

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомство с явлениями природы. Помочь детям в исследовательской деятельности, выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, воздухом, землей.

ОБОРУДОВАНИЕ: пепельница, бумага, свеча, банка, пипетка, блюдце с песком, банка с водой.

ОПЫТ № 1.

Зажигаем бумагу в пепельнице. Капаем воду на огонь из пипетки.

– Что вы услышали? Что произошло?

–Услышали треск, шипение, пошел пар, огонь начал слабеть и потух.

ВЫВОД: вода может потушить огонь.

ОПЫТ № 2.

Зажигаем свечу над банкой. Накрываем свечу сверху банкой.

– Почему огонь погас? Почему огонь спокойно горит в группе, но если поместить его под банку, то он гаснет?

ВЫВОД: огонь без воздуха жить не может.

ОПЫТ № 3.

Зажигаем бумагу в пепельнице. Засыпаем его песком.

– Почему песок не боится огня? Почему огонь погас?

ВЫВОД: когда на огонь сыпешь песок, то он гаснет.

АСТРОНОМИЯ

ОПЫТ № 1. «ДАЛЕКО – БЛИЗКО».

ЦЕЛЬ: установить, как расстояние до Солнца влияет на температуру воздуха.

ОБОРУДОВАНИЕ: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

ПРОЦЕСС:

– возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10см, а второй термометр – на отметку 100см; – поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки;

– включите лампу, через 10 минут запишите показания обоих термометров.

ИТОГ: ближний термометр показывает более высокую температуру. Почему? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся, рассеиваются его лучи, и уже не могут нагревать дальний термометр. То же самое происходит и с планетами. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их поверхность тем холоднее, чем больше расстояние. Например, на Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца.

ОПЫТ № 2. «ЛУННЫЙ ПЕЙЗАЖ».

ЦЕЛЬ: посмотреть лунный пейзаж.

ОБОРУДОВАНИЕ: костяшки домино, стол, фонарик.

ПРОЦЕСС:

– поставьте на стол 6-8 костяшек домино;

– задвиньте шторы на окнах и погасите свет;

– включите фонарик и держите его под углом к крышке стола в сантиметрах 30 от домино.

ИТОГ: костяшки домино отбрасывают на стол тени. Почему? Костяшки домино загораживают свет фонарика таким же образом, как и горы на Луне солнечный свет. Тени от освещенных солнцем гор ложатся на равнины, и поэтому они кажутся темными. Такими же темными кажутся и лунные кратеры. Сочетание гор, равнин, кратеров и составляет лунный пейзаж.

ОПЫТ № 3. «ТЕМНЫЙ КОСМОС».

ЦЕЛЬ: узнать, почему в космосе темно.

ОБОРУДОВАНИЕ: фонарик, стол, линейка.

ПРОЦЕСС:

– положите фонарик на край стола;

– задвиньте шторы на окнах и погасите свет, включите фонарик;

– взгляните на луч света и попытайтесь проследить его;

– поднесите руку на расстояние примерно 30см от фонаря.

ИТОГ: на вашей руке появится круг света, но между фонарем и вашей рукой либо совсем не видно света, либо почти не видно. Несмотря на то, что солнечный свет постоянно пронизывает космос, там темно. Это происходит потому, что в космосе нет ничего, что могло бы отражать свет. Свет виден только тогда, когда он отразится на какой-нибудь предмет и попадет в наши глаза.

ОПЫТ № 4. «ДЕНЬ И НОЧЬ».

ЦЕЛЬ: определить, почему происходит смена дня и ночи.

ОБОРУДОВАНИЕ: стол, фонарик, рубашка, зеркальце.

ПРОЦЕСС:

– положите фонарик на край стола и включите его (в комнате должно быть темно);

– наденьте тёмную рубашку и встаньте перед зажженным фонариком в 30см от него;

– медленно поворачивайтесь влево, пока не окажетесь лицом к фонарику;

– стоя лицом к свету, держите зеркальце таким образом, чтобы оно отражало свет от фонарика на Вашу рубашку спереди;

– продолжайте поворачиваться, пока не окажетесь лицом к столу.

ИТОГ: по мере того, как Вы поворачиваетесь влево, луч от фонарика скользит по Вашей рубашке вправо. Когда Вы оказываетесь спиной к свету, то спереди рубашка оказывается в тени и освещается лишь светом, отраженным при помощи зеркальца. Отраженный свет менее яркий, чем прямой свет от фонарика. Почему? Ваша рубашка изображает Землю, фонарик – Солнце, а зеркальце – Луну. Поворачиваясь, Вы изображаете вращение Земли вокруг своей оси. Там, где Солнце освещает Землю день, а с другой стороны ночь, и Земля освещается лишь отраженным светом Луны.

ОПЫТ № 5. «ЧТО БЛИЖЕ?».

ЦЕЛЬ: показать, что ближе, Солнце или облака.

ОБОРУДОВАНИЕ: 3 человека, маска Солнца и маска облака или тучи.

ПРОЦЕСС:

выберете 3 детей: первый исполняет роль Солнца, второй – облаков, третий – наблюдателя;

– дети встают в один ряд так, чтобы облака были между Солнцем и наблюдателем.

ИТОГ: Наблюдателю не видно Солнца, потому что его заслоняют облака. Следовательно, облака к нам ближе, чем Солнце.

ОПЫТ № 6. «ЛУЧ И ТЕНЬ».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с солнечным лучом и объяснить появление тени.

ОБОРУДОВАНИЕ: фильмоскоп, стекло, экран.

ПРОЦЕСС:

– включите фильмоскоп и понаблюдайте, как луч от него идет к экрану;

– покажите детям с помощью руки разные изображения на экране;

– почему на экране появляются тени?

– значит, чтобы появилась тень, нужен свет и какой-нибудь предмет. А предмет может быть любой?

– возьмите стекло и поставьте между фильмоскопом и экраном. И что же? Нет никакой тени. Почему?

ИТОГ: когда свет падает на непрозрачные предметы, то получается тень. Это происходит потому, что сквозь них лучи проходить не могут. Представьте, что вы едете на велосипеде, а на пути возникает дерево. Что вы сделаете? Повернете и объедите дерево. А луч повернуть не может. Солнечные лучи движутся только по прямой, никуда не сворачивая, поэтому и получается тень.

ОПЫТ № 7. «ГНОМОН».

ЦЕЛЬ: показать движение Солнца по небу.

ОБОРУДОВАНИЕ: лампа, штырь от пирамидки, катушка.

ПРОЦЕСС:

– используйте штырь от пирамидки вместо гномона – прибора для наблюдения за Солнцем, а лампу вместо Солнца;

– потушите свет и включите настольную лампу, поставив ее так, чтобы штырь был освещен и отбрасывал тень;

– поставьте катушку там, где кончается тень;

– понаблюдайте за изменениями, которые будут происходить с тенью, когда вы будете поднимать и опускать лампу, или двигать ее.

ИТОГ: по мере движения Солнца тень меняет свое положение. Тень от солнечного гномона укорачивается, когда Солнце поднимается, и удлиняется, когда Солнце опускается.

ОПЫТ № 8. «ЗЕМЛЯ – ВОЛЧОК».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с вращением Земли вокруг своей оси.

МАТЕРИАЛ: детский волчок.

ПРОЦЕСС:

- Попробуем раскрутить волчок. Он будет стоять на этой ножке и не свалится набок до тех пор, пока не остановится.

ИТОГ: Земля – тот же волчок, только очень большой и вращается он гораздо медленнее. Есть и ещё одна особенность. Никакой ножки у Земли нет, и опереться ей не на что. Поэтому люди придумали воображаемую ось, вокруг Земли. Один оборот Земли вокруг оси называется сутками.

ОПЫТ № 9.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с лунными затмениями.

МАТЕРИАЛ: 2 мяча, настольная лампа.

ПРОЦЕСС:

- Расположить на одной линии 2 мяча и лампу.

ИТОГ: Когда Луна, Земля и Солнце располагаются на одной линии, тень от Земли полностью закрывает Луну, так что Луна становится невидимой. Это явление называется лунным затмением.

ОПЫТ № 10.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с солнечным затмением.

МАТЕРИАЛ: настольная лампа, 2 мяча.

ПРОЦЕСС:

- Расположить лампу и 2 мяча на одной линии.

ИТОГ: Солнечное затмение бывает тогда, когда Луна закрывает от ваших глаз Солнце, и вы на какое-то время не можете наблюдать его. При этом тень от Луны падает на Землю. Солнечные затмения бывают не столь часто, как лунные.

ЖИВОТНЫЙ МИР.

ОПЫТ № 1. «Спрятанная картинка».

ЦЕЛЬ: Узнать, как маскируются животные.

МАТЕРИАЛ: светло – желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

ПРОЦЕСС:

- Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

- Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

ИТОГ: Желтая птичка исчезла. Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым цветом картинки, и глаз не в состоянии отделить одно от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.

ОПЫТ № 2. «Влажное дыхание».

ЦЕЛЬ: Показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

МАТЕРИАЛ: зеркальце.

ПРОЦЕСС:

- Подышите на зеркальце.

ИТОГ: Зеркало затуманилось, так как на нём оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, выдыхаемый человеком, так же как и другими животными, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно прямой и короткий. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без воды, так как он меньше теряет ее через дыхание.

ОПЫТ № 3. «Смачивание пера у птиц».

ЦЕЛЬ: Показать, почему у птиц не намокают перья.

МАТЕРИАЛ: вода, перо, картон, свечка.

ПРОЦЕСС:

- Опустите перо в воду- оно не намокает.

- Возьмите картон и свечку, потрите свечкой картон.

- Капните воду на вощеное место и на чистый картон.

ИТОГ: На первом месте капля стечет, не намочив картон (так же и у птиц, тогда как на чистом картоне появится мокрое пятно, т. е. картон промок.

ОПЫТ № 4. «Легкость пера».

ЦЕЛЬ: Помочь детям найти разгадку свойств пера.

МАТЕРИАЛ: разные виды перьев.

ПРОЦЕСС:

- Возьмите разные виды перьев и поочерёдно бросайте перья вниз.

- Обратите внимание на то, как они опускаются.

- Рассмотрите строение пера.

ИТОГ: Перо легкое и его снизу при падении поддерживает воздух.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.

ОПЫТ № 1. «Корень».

ЦЕЛЬ: Показать значение корня для растения.

МАТЕРИАЛ: коробочка с песком, модель ствола дерева без разветвленных корней, модель ствола дерева с разветвленными корнями.

ПРОЦЕСС:

- Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней.

-Подуйте на ствол. Ствол падает.

-После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой и укрепите ее в песке.

ИТОГ: С корневой системой «дерево» более устойчиво. Корни помогают дереву держаться за почву.

ОПЫТ № 2. «Корень».

ЦЕЛЬ: Показать значение корня для растения.

МАТЕРИАЛ: марля, тарелочка с подкрашенной водой.

ПРОЦЕСС:

- Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гидроскопический материал (марлю).

- Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал.

ИТОГ: Корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень и поднимается через корень по стволу.

ОПЫТ № 3. «Сквозь лист».

ЦЕЛЬ: Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.

МАТЕРИАЛ: стеклянная бутылка, лист плюща на стебельке, пластилин, карандаш, соломинка, зеркало.

ПРОЦЕСС:

- Налейте в бутылочку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см.

- Возьмите кусочек пластилина и обмажьте его вокруг стебля ближе к листу.

- Вставьте обмазанный пластилином стебель в горлышко бутылки, погрузив его кончик в воду, и зажмите горлышко пластилином, как пробкой.

- Карандашом проделайте в пластилине отверстие для соломинки.

- Вставьте в отверстие соломинку так, чтобы ее конец не доставал до воды.

- Закрепите соломинку в отверстии пластилином.

- Возьмите бутылочку в руки и встаньте перед зеркалом, чтобы видеть в нём ее отражение. Через соломинку высасывайте воздух из бутылочки. Если вы хорошо замазали горлышко пластилином, то это будет нелегко.

ИТОГ: Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Когда вы высасывайте воздух из бутылочки через соломинку, то он проникает в лист, через отверстия – устьица и по трубочкам в стебле поступает в бутылочку. Так, лист и стебель выполняют роль соломинки. В растениях устьица в листочках и трубочки в стебле служат для движения воды.

ОПЫТ № 4. «Дыхание листа».

ЦЕЛЬ: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

МАТЕРИАЛ: цветок в горшке, вазелин.

ПРОЦЕСС:

- Намажьте толстый слой вазелина на поверхность четырёх листочков.

- Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями.

- Есть ли какая разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу?

ИТОГ: Листья, на которых вазелин был нанесен снизу - завяли, то

Таким образом, старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательной активности. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Список литературы:

1. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник / В. С. Мухина. – М., 1999г.

2. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник / Р. С. Немов. – М., 1995г.

3. Педагогические средства совершенствования профкомпетентности педагогов ДОУ [Текст] / Коллектив авторов. – Пермь, 2007г.

4. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 1998г.

5. Словарь терминов. Дошкольное образование [Текст] / Сост. Н. А. Виноградова. – М., 2005г.

6. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учебник / Е. О. Смирнова. – М., 2003г.

7. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2007. — 208 с.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте средствами экспериментально-опытнической деятельности.
Опубликовано: 13 июня 2013 в 22:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте средствами экспериментально-опытнической деятельности.» (включая файлы) размещена пользователем онянова юлия (УИ 105545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД