Галина Васильевна Никитина
Развитие познавательных интересов в процессе ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов
в процессе ФЭМП
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
Публикация «Развитие познавательных интересов в процессе ФЭМП» размещена в разделах
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.
Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова.
Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду. Решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком - педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.
Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.
Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.
Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укрепляет культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляют важное условие подготовки ребят к школьному коллективу.
Если воспитатель заботится об установлении в группе отношений дружеского доверия и симпатии, то он должен:
• постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение;
• эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы дети научились «читать» эмоции, без чего невозможно взаимопонимания и контакт;
• сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания.
Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета.
На ступенях дошкольного детства воспитатель организует «встречи» детей с предметами таким образом, чтобы ребенок обратил на них внимание, проявил к ним интерес. Педагог ставит предмет в условия, в которых он «рассказывает о себе», т. е. наиболее полно обнаруживает различные свои свойства.
При правильно организованном обучении дети старшего дошкольного
возраста с большим удовольствием выполняют трудные задания, которые вызывают необходимость использовать известное и открывать новое.
Таким образом, у детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интен-сивно. В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
• знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
• знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о на-значении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их послед-ствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знание.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей форми-руются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-до-школьника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Вопросы и задания вызывают у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций воспитатели пробуждают интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагоги закрепляют положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяют их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.
Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности — познавательной и созидательно-продуктивной. Для того чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо как можно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему-либо. Нужно создавать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Старшие дошкольники очень любят занимательные соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные занятия доставляют им эстетическую радость, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, развивают интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.
Математические конкурсы проводятся один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словесных игр, загадок, считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, рассказов, фрагментов сказок, музыки, песен.
Материал подбирается с учетом уровня развития детей, их знаний и умений, приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.
Необходимо продумать сочетание материала, последовательность его использования. Вначале проводится разминка (умственная гимнастика, цель которой — «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения.
В ходе занятия рекомендуется использовать различные варианты доступного детям занимательного математического материала, предусматривается смена умственной и двигательной активности, кол-лективного и индивидуального выполнения заданий, работа с использованием наглядного материала и без него, различные виды детской активности. Трудный материал чередуется с более легким; при этом самый легкий, интересный, успокаивающий дается в конце конкурса.
Музыкальное сопровождение занятия придает ему положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение участников.
Дети особенно любят соревнования и конкурсы на определенную тему «Геометрический конкурс», «Догонялки» и др.
Сохраняя тему, сюжет конкурса воспитатель может усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений. Конкурсы можно проводить в группе вой комнате или в зале, оформленном математическим материалом.
В ходе конкурса воспитатель следит за состоянием детей, их настроением, желанием продолжать соревнование. В зависимости от этого оно может быть продлено или сокращено.
Важно, чтобы дети ждали математических конкурсов и с удовольст-вием принимали и них участие.
Развитие познавательного интереса требует усилия мысли, сосредоточенности на тех или иных явлениях или процессах, оно связано с непрестанным накоплением знаний, умений, навыков. Содержанием этого сложного процесса является систематическое, целенаправленное обучение и усвоение знаний, формирование на их основе любознательности и преобразование ее в познавательные интересы, в активную познавательную деятельность.