Приложение МААМ

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)

Оксана Синякова
Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации : формирование познавательных действий, становление сознания.

Публикация «Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, так как она развивает у детей любознательность, инициативность пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребёнка к миру природы, к объектам окружающего мира, которые открывают для него большие возможности для познавательной деятельности.

Основные задачи формирования познавательных интересов интегрируются с задачами развития речи, сенсорным развитием, развитием движений и игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Цель: Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе игр - экспериментирования.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о себе, об объектах окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения («Познавательное развитие»)

2. Воспитывать интерес к практическим познавательным действиям экспериментального характера (Познавательное развитие”)

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность («Социально коммуникативное развитие»)

4. Развивать все компоненты устной речи на основе расширение ориентировки детей в ближайшем окружении («Речевое развитие»)

5. Формировать выразительность движению и умение передавать простейшие действия некоторых персонажей («Физическое развитие»)

6. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей в процессе игр - экспериментирования, прибегая к восприятию песенок, музыки, поэтического фольклора (Художественно-эстетическое развитие)

7. Повышать педагогическую грамотность родителей.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность используем следующие игровые методы и приемы:

Наглядные:

Рассматривание иллюстраций: «Забавы детей летом на пруду», «Снежная баба», «Ух-ух с горочки», «Катание на катке» и т. д. ;

Наблюдения : за рыбками; за черепахой; как птицы пьют воду; таяние снега, за сосульками;

Просмотр видео презентаций: «Загадки на грядке»; «Живые загадки» (про животных, птиц); «Кто это?»;

Прослушивание аудио записей: «Наедине с природой» (Шум леса; дождь, гроза, птицы, животные);

Демонстрация опытов : «Плавает или тонет»; «Растворение сахара»; «Окрашивание воды»; «Разноцветные льдинки»; «Переливание воды»; «Солнечные зайчики»; «Ветер по морю гуляет»; «Шумелки» т. д.

Словесные:

Беседы («Чистая вода нужна всем и всегда»; «Как снег становится водой», «Помощница вода» и т. д.)

Проблемные вопросы, побуждающие познавательную,

речевую активность.

Чтение художественной литературы и использование фольклорного материала: чтение отрывка «Ветер по морю гуляет» (А. С. Пушкин, А. Барто «Светит солнышко», чтение коротких рассказов; потешки («Водичка, водичка», «Кран откройся», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься вода!»); пение песенки «Тучка синяя пришла»;

Игровые:

Игры-опыты : «С мыльными пузырями», с заводными игрушками, «Угостим петушка и курочку зёрнышками»; «Чудеса из манной крупы», магнитный театр и т. д.

Сюрпризный момент (внезапное появление объекта) : пришёл Мишка, Зайка, «Шарики воздушные, ветерку послушные» т. д.

Создание игровой ситуации: «Угощаем кукол кашей», «Пирожено для Мишки», «Дорожка для машины» и т. д.

Дидактические игры и упражнения: «Рыбалка», «Лёгкий -тяжёлый», «Тёплый- холодный» ит. д.

Подвижные игры: «Рыбки плавали, резвились», «Солнышко и дождик», «Перешагивание через ручеёк» и т. д.

Работая воспитателем в группе раннего возраста, мне нравится открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все детки в группе очень подвижные и любознательные. Они очень любят действовать с предметами, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды, центр экспериментирования.

В центре экспериментирования имеется следующее оборудование:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.

2. Природный материал: шишки, песок, ракушки, птичьи перья, спил, листья деревьев и т. д.

3. Бросовый материал: кусочки кожи, мех, ткани, пластмасса, дерево, пробки, и т. д.

4. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная.

5. Красители: гуашь, акварель.

6. Медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприц (без иглы, мерные ложки.

7. Прочие материалы: зеркало, воздушные шары, мыльные пузыри, сито, соль, сахар, совочки, формочки для игры в песок.

8. Центр "Воды и песка", где дети закрепляют свои знания.

9. Панно "Весёлые ладошки" изготовлено из поролона, наждачной бумаги, меха, линолеума. Это пособие помогает обогатить непосредственно чувственный опыт и развить интеллектуальные способности детей.

10. Пособие "Доска приключений" развивает мышление, внимание, воображение, мелкую моторику рук, формирует практические умения закрывать-открывать замок, шпингалет, пользоваться выключателем, соединять цепи и др.

11. Пособие "Послушные пальчика" развивает умение застегивать пуговицы, замки кнопки, липучки, завязывать шнурки и. т. д. Тем самым развивает мелкую моторику рук, зрительное восприятие и внимание, высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребенка в самостоятельной деятельности.

Свою работу я начала с игр с водой, так как дети от этих игр получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Вода имеет свойство снимать напряжение, успокаивать, что очень важно в период адаптации. Дети любят игры с водой, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, мыть игрушки, опускать в неё и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать, готовят пищу.

На играх – занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из стаканчиков (игра-занятие «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может превращаться в лёд (игра-занятие «Украшение для ёлки», что вода может быть тёплой и холодной (игра-занятие «Кукла испачкалась»). С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что не которые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус и цвет.

Одна из забав данного возраста – игры в песочнице. Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установление психологического комфорта:

- во время игр с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формируется произвольное внимание и память;

развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Мы, совместили игру и эксперимент. Сначала мы предлагаем малышу насыпать сухой песочек в ведро и высыпать обратно. Можно помочь Зайке или Мишке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Мы предлагаем отсеивать песок, строить дорожки, башенки, куличики, изучая свойства песка.

Используем игры с крупами внося что-то новое, интересное. Дети любят пересыпания из одной ёмкости в другую. Из крупы насыпаем горку, учим выравнивать поверхность, а затем рисовать на ней (дорожки, волны, заборчик, колобок, солнышко, тучку, домик, спираль и т. д.). А также деткам очень интересно находить в глубокой ёмкости с крупой маленькие сюрпризы.

Также мы проводим опыты и с другими предметами и объектами окружающего мира: с мыльными пузырями, с бумагой, с магнитами, со звуком, губками и т. д. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне, летом – в цветнике ухаживаем за цветами.

Во все времена года наблюдаем за объектами окружающего мира, тем самым развиваем восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Развиваем понимание речи и активизируем словарь. Помогаем замечать красоту природы в разное время года.

При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста мы учитываем возрастные особенности детей и придерживаемся основных принципов, методов и приё мов:

Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала

Используем художественное слово, игровые приёмы, наглядность, продумываем активизацию детей

Учитываем уровень развитие детей и их интересы, при проведении деятельности – самочувствие детей, их эмоциональное состояние (очень важно в период адаптации) и соответственно выбираем темп работы, предоставляем возможность проявлять активность при выборе деятельности.

Собраны материалы для педагогов:

-«Картотеки опытов и экспериментирования»;

-Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой группе раннего возраста»;

-Методическая литература:

• Демина Е. С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» : Учебное методическое пособие | Сост. E.C. Делина-М:ТЦ Сфера 2006.

• Дыбина О. В. Рахманова Н. Н. Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» :Опыты и эксперименты для дошкольного | Под ред. О. В. Дыбиной ТЦ Сфера, 2011.

• Елжова Н. В. «Формы работы в ДОУ» : педсоветы, семинары, методические объединения | Н. В. Елжова-Ростов Н/ Д: Феникс,2010.

• Зенина Т. Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой» : занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие-М. : Педагогическое общество России,2006.

• Марудова Е. В «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» -СП6: ООО "Издательство. ДЕТСТВО-ПРЕСС"2010.

• Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения дошкольников» . -Самара: Издательский дом "Федоров",2010

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 29 марта 2020 в 10:25
+288Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Синякова (УИ 1312595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД