Оксана Синякова
Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации : формирование познавательных действий, становление сознания.
Публикация «Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, так как она развивает у детей любознательность, инициативность пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребёнка к миру природы, к объектам окружающего мира, которые открывают для него большие возможности для познавательной деятельности.
Основные задачи формирования познавательных интересов интегрируются с задачами развития речи, сенсорным развитием, развитием движений и игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Цель: Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе игр - экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о себе, об объектах окружающего мира, умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения («Познавательное развитие»)
2. Воспитывать интерес к практическим познавательным действиям экспериментального характера (Познавательное развитие”)
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность («Социально коммуникативное развитие»)
4. Развивать все компоненты устной речи на основе расширение ориентировки детей в ближайшем окружении («Речевое развитие»)
5. Формировать выразительность движению и умение передавать простейшие действия некоторых персонажей («Физическое развитие»)
6. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей в процессе игр - экспериментирования, прибегая к восприятию песенок, музыки, поэтического фольклора (Художественно-эстетическое развитие)
7. Повышать педагогическую грамотность родителей.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность используем следующие игровые методы и приемы:
Наглядные:
Рассматривание иллюстраций: «Забавы детей летом на пруду», «Снежная баба», «Ух-ух с горочки», «Катание на катке» и т. д. ;
Наблюдения : за рыбками; за черепахой; как птицы пьют воду; таяние снега, за сосульками;
Просмотр видео презентаций: «Загадки на грядке»; «Живые загадки» (про животных, птиц); «Кто это?»;
Прослушивание аудио записей: «Наедине с природой» (Шум леса; дождь, гроза, птицы, животные);
Демонстрация опытов : «Плавает или тонет»; «Растворение сахара»; «Окрашивание воды»; «Разноцветные льдинки»; «Переливание воды»; «Солнечные зайчики»; «Ветер по морю гуляет»; «Шумелки» т. д.
Словесные:
Беседы («Чистая вода нужна всем и всегда»; «Как снег становится водой», «Помощница вода» и т. д.)
Проблемные вопросы, побуждающие познавательную,
речевую активность.
Чтение художественной литературы и использование фольклорного материала: чтение отрывка «Ветер по морю гуляет» (А. С. Пушкин, А. Барто «Светит солнышко», чтение коротких рассказов; потешки («Водичка, водичка», «Кран откройся», «Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься вода!»); пение песенки «Тучка синяя пришла»;
Игровые:
Игры-опыты : «С мыльными пузырями», с заводными игрушками, «Угостим петушка и курочку зёрнышками»; «Чудеса из манной крупы», магнитный театр и т. д.
Сюрпризный момент (внезапное появление объекта) : пришёл Мишка, Зайка, «Шарики воздушные, ветерку послушные» т. д.
Создание игровой ситуации: «Угощаем кукол кашей», «Пирожено для Мишки», «Дорожка для машины» и т. д.
Дидактические игры и упражнения: «Рыбалка», «Лёгкий -тяжёлый», «Тёплый- холодный» ит. д.
Подвижные игры: «Рыбки плавали, резвились», «Солнышко и дождик», «Перешагивание через ручеёк» и т. д.
Работая воспитателем в группе раннего возраста, мне нравится открывать для малышей такой большой и непонятный для них мир. Все детки в группе очень подвижные и любознательные. Они очень любят действовать с предметами, поэтому в своей группе мы оборудовали центр песка и воды, центр экспериментирования.
В центре экспериментирования имеется следующее оборудование:
1. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы.
2. Природный материал: шишки, песок, ракушки, птичьи перья, спил, листья деревьев и т. д.
3. Бросовый материал: кусочки кожи, мех, ткани, пластмасса, дерево, пробки, и т. д.
4. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная.
5. Красители: гуашь, акварель.
6. Медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприц (без иглы, мерные ложки.
7. Прочие материалы: зеркало, воздушные шары, мыльные пузыри, сито, соль, сахар, совочки, формочки для игры в песок.
8. Центр "Воды и песка", где дети закрепляют свои знания.
9. Панно "Весёлые ладошки" изготовлено из поролона, наждачной бумаги, меха, линолеума. Это пособие помогает обогатить непосредственно чувственный опыт и развить интеллектуальные способности детей.
10. Пособие "Доска приключений" развивает мышление, внимание, воображение, мелкую моторику рук, формирует практические умения закрывать-открывать замок, шпингалет, пользоваться выключателем, соединять цепи и др.
11. Пособие "Послушные пальчика" развивает умение застегивать пуговицы, замки кнопки, липучки, завязывать шнурки и. т. д. Тем самым развивает мелкую моторику рук, зрительное восприятие и внимание, высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребенка в самостоятельной деятельности.
Свою работу я начала с игр с водой, так как дети от этих игр получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Вода имеет свойство снимать напряжение, успокаивать, что очень важно в период адаптации. Дети любят игры с водой, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, мыть игрушки, опускать в неё и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать, готовят пищу.
На играх – занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из стаканчиков (игра-занятие «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может превращаться в лёд (игра-занятие «Украшение для ёлки», что вода может быть тёплой и холодной (игра-занятие «Кукла испачкалась»). С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что не которые вещества в воде растворяются и могут передавать воде свой вкус и цвет.
Одна из забав данного возраста – игры в песочнице. Эти игры имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установление психологического комфорта:
- во время игр с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формируется произвольное внимание и память;
-с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Мы, совместили игру и эксперимент. Сначала мы предлагаем малышу насыпать сухой песочек в ведро и высыпать обратно. Можно помочь Зайке или Мишке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Мы предлагаем отсеивать песок, строить дорожки, башенки, куличики, изучая свойства песка.
Используем игры с крупами внося что-то новое, интересное. Дети любят пересыпания из одной ёмкости в другую. Из крупы насыпаем горку, учим выравнивать поверхность, а затем рисовать на ней (дорожки, волны, заборчик, колобок, солнышко, тучку, домик, спираль и т. д.). А также деткам очень интересно находить в глубокой ёмкости с крупой маленькие сюрпризы.
Также мы проводим опыты и с другими предметами и объектами окружающего мира: с мыльными пузырями, с бумагой, с магнитами, со звуком, губками и т. д. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажая огород на окне, летом – в цветнике ухаживаем за цветами.
Во все времена года наблюдаем за объектами окружающего мира, тем самым развиваем восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Развиваем понимание речи и активизируем словарь. Помогаем замечать красоту природы в разное время года.
При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста мы учитываем возрастные особенности детей и придерживаемся основных принципов, методов и приё мов:
Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала
Используем художественное слово, игровые приёмы, наглядность, продумываем активизацию детей
Учитываем уровень развитие детей и их интересы, при проведении деятельности – самочувствие детей, их эмоциональное состояние (очень важно в период адаптации) и соответственно выбираем темп работы, предоставляем возможность проявлять активность при выборе деятельности.
Собраны материалы для педагогов:
-«Картотеки опытов и экспериментирования»;
-Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой группе раннего возраста»;
-Методическая литература:
• Демина Е. С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» : Учебное методическое пособие | Сост. E.C. Делина-М:ТЦ Сфера 2006.
• Дыбина О. В. Рахманова Н. Н. Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» :Опыты и эксперименты для дошкольного | Под ред. О. В. Дыбиной ТЦ Сфера, 2011.
• Елжова Н. В. «Формы работы в ДОУ» : педсоветы, семинары, методические объединения | Н. В. Елжова-Ростов Н/ Д: Феникс,2010.
• Зенина Т. Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой» : занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие-М. : Педагогическое общество России,2006.
• Марудова Е. В «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» -СП6: ООО "Издательство. ДЕТСТВО-ПРЕСС"2010.
• Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения дошкольников» . -Самара: Издательский дом "Федоров",2010