Наталия Кудрявцева
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Мы часто жалуемся на интеллектуальную пассивность наших детей. Одна из причин - ограниченность их интеллектуальных впечатлений и интересов. Как преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания? Уже много написано на тему использования компьютерных технологий в ДОУ. Сегодня специалисты и педагоги детских садов все чаще задумываются над вопросом: «Как организовать процесс обучения и развития по - новому?».
Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Считаю, что удобной и эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду может стать проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Здесь есть ряд преимуществ: удобство в применении, заинтересованность детей, повышение познавательной мотивации воспитанников, индивидуализация обучения детей с разным уровнем познавательного развития, возможность оптимизировать педагогический процесс, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Поэтому как педагог – психолог ДОУ ставлю перед собой задачу разработать электронное пособие по развитию познавательных способностей и психического развития детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Пособие состоит из двух коррекционно-развивающих программ «По дороге знаний» и «Радуга эмоций», каждый из которых выполняет ряд своих задач. Компьютерные презентации использую на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на индивидуальных и групповых занятиях. В рамках разработанной коррекционно-развивающей программы «По дороге знаний» проводятся занятия на развитие у воспитанников познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и мелкой моторики. В каждое занятие включены 1–2 задания с использованием мультимедийных презентаций («Найди такую же фигуру», «Запомни последовательность», «Что перепутал художник», «Расшифруй», «Четвертый лишний» и др., что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия.
Пособие программы «По дороге знаний» и включает два раздела.
Раздел № 1 «Развитие познавательных психических процессов» :
• восприятие;
• память;
• внимание;
• мышление.
Раздел № 2 «Формирование элементарных математических представлений» :
• изучать и закреплять цифры;
• совершенствовать навыки счета;
• проводить работу с геометрическими фигурами;
• закреплять представления о величине предметов;
• развивать умение ориентироваться на плоскости;
Пособие программы «Радуга эмоций» включает:
«Развитие эмоциональной сферы»
• предупреждение и снижение тревожности у детей;
• профилактика страхов;
• развитие эмоциональной регуляции поведения детей.
Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин. Лучшее время – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Для снижения утомительности обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на расстоянии не ближе 50 см. После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
В работе с детьми с применением мультимедийных презентаций педагог – психолог должен соблюдать определенные принципы проведения занятий. В своей работе стараюсь опираться на следующие принципы:
1) содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам, т. е. принцип доступности;
2) занятие выстраиваются с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально. Важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям, т. е. принцип индивидуальности и развивающего обучения;
3) уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, т. е. принцип связи с жизнью;
4) взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций, т. е. принцип систематичности и последовательности обучения.
Поэтому, занятия с детьми должны выстраиваться в несколько этапов:
• 1 этап - знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;
• 2 этап - обучение детей правилам поведения и безопасной работы на компьютере;
• 3 этап - формирование начальных навыков работы за компьютером : знакомство с клавиатурой, мышкой;
• 4 этап -знакомство с понятием «презентация», ее особенностями;
Мультимедийные презентации используются как целое занятие или его часть:
• на этапе диагностики;
• введения нового материала;
• закрепления материала;
• контроля знаний.
Тематика презентаций в пособии разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и воспитатели, и педагоги дополнительного образования. Для педагогов даются рекомендации до и после проведения занятий с детьми.
В дальнейшем планируется расширить разделы программы «По дороге знаний» разделами «Развитие речи» и «Ознакомление с окружающей действительностью». Также на родительских собраниях и консультациях пособие будет представлено родителям воспитанников. Желающим родителям будет предложено заниматься с детьми дома по некоторым разделам пособия, используя диск с презентациями. Это поможет закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом, привлечет к совместной деятельности родителей.
Что показала практика? При условии соблюдения систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Такие позитивные факторы, как:
• у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
• дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
• презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации.
В заключение хочется отметить, что компьютерные технологии помогают преодолеть интеллектуальную пассивность детей, является удобной и эффективной формой работы с воспитанниками в ДОУ. Они органично встраиваются в систему работы педагога-психолога, не заменяют непосредственного межличностного общения с детьми, а помогают решать поставленные задачи.