Елена Рудь
Развитие познавательных способностей у дошкольника с использованием ИКТ. Образовательный проект «В гармонии с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «В гармонии с природой» с использованием ИКТ.
Обучающий компонент. Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). Песок вокруг нас (разновидность песка). Песчаные пустыни и их обитатели. Песок в жизни человека (строительство, песочные часы, скульптуры из песка, картины из песка).
Публикация «Развитие познавательных способностей у дошкольника с использованием ИКТ, Образовательный проект „В гармонии с природой“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Воспитательный компонент. Развивать у детей эстетический вкус в процессе знакомства с объектами архитектуры, скульптуры, созданными из песка. Умение использовать природные материалы в жизни и быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и к предметам, сделанным из них. Формировать навыки наблюдения и интереса к объектам неживой природы.
Занятие № 1: «Этот разный песок».
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Задачи:
1. Провести беседу с детьми о том, что они знают о песке, где можно встретить песок. Показ слайдов где можно встретить песок. Спросить, к какой природе относится песок : к живой или неживой? Рассказать детям, что песок возле моря называется морским, возле речки – речным, и так далее. Он отличается не только по названию, но и по цвету. Чтение стихотворения о песке «Ладошки».
2. Провести эксперимент. Во время эксперимента познакомить детей с особенностями песка, найти проявления свойств песка в повседневной жизни (наблюдение и экспериментирование с песком на прогулках, просмотр слайдов о песке).
Опыт № 1. Возьмём сухой песок и высыпаем немного на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? Легко. Мы выяснили, что песок сыпучий, рыхлый, в него легко воткнуть палочку.
Опыт № 2. Рассмотрим песок через увеличительное стекло. Мы видим, из чего состоит песок (из зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? В зависимости от разновидности песка они могут быть маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, жёлтые. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем отличаются и чем похожи? В процессе сравнения, внимательно рассмотрев песчинки, дети могут прийти к разному мнению о песчинках, не нужно их разубеждать.
Опыт № 3. Во время этого опыта нужно соблюдать безопасность детей, так как песчинки могут попасть в глаз. Этот опыт мы будем проводить в трёхлитровой банке. Насыпав в банку песка, создаём в ней игрушечный ветер, и смотрим, что происходит с песчинками. Выяснили, что песок легко переносится ветром. Воспользовавшись компьютером показать настоящую песочную бурю.
Опыт № 4. На прогулке с детьми проведём опыт в песочнице. Нальём воды в песок, потрогаем песок. Каким он стал? Он стал влажным и мокрым. Куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и уютно устроилась между песчинками. Втыкаем палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит: в мокрый или сухой? Во влажный песок палочка входит легче.
Опыт № 5. Проверим какой песок легче: сухой или мокрый? В одну ёмкость положим мокрый песок, а в другую – сухой. Что тяжелей и почему? Мокрый песок тяжелей, чем сухой. В сухих песчинках прячется воздух, а во влажных – тяжёлая вода.
Опыт № 6. В этом опыте мы узнаем, что песок может быть фильтром для очистки воды от грязи. Песок – это природный фильтр, он очищает воду.
Игра «Я – песчинка».(использовать звук ветра с помощью компьютера)
Цель игры: закрепить представление о песке, полученное ими в процессе экспериментирования, действовать по команде воспитателя.
Ход игры: все дети «песчинки». Как они будут вести себя, когда подует ветер?
Итог занятия: Что мы узнали о свойстве, цвете песка? Какой вред и пользу приносит песок.
Занятие № 2: «Откуда берётся песок».
Цель: дать представление о происхождении песка, показать разнообразие песка, развивать мышление, внимание и речь ребёнка.
Беседа: пусть дети подумают, как появляется песок? Вернее всего, что дети не сразу ответят на этот вопрос. Объяснить детям, как получается песок, от трения камней. Камни могут быть разными, в зависимости от природных условий региона; хорошо подходит для показа песчаник. Наглядно показать, как это может быть (два камня, лист бумаги). Кто же в природе разрушает камни? Это вода, ветер, жара, мороз. Очень распространённый камень, из которого получается песок, это песчаник. Почему он так называется, потому что в нём можно обнаружить песчинки, только они, в отличие от песка, скреплены между собой, как – будто кто – то их склеил. Если потереть их друг о друга – образуется песок.
Занятие № 3: «Обитатели песчаных домов».
Цель: познакомить детей с обитателями, живущими в песчаных местах обитания, и как они приспособились к таким условиям, используя слайды.
Беседа: рассказать детям, что есть места, где песок повсюду. Эти места называют песчаными пустынями. Так как песок хорошо пропускает воду, то в пустыне вода спрятана очень глубоко. Значит и животные должны обитать те, что приспособлены к жизни в песчаной пустыне. Используя слайды с изображениями животных пустынь, познакомить детей с некоторыми из них. Пескорой – он роет рыхлый песок с помощью лап и больших зубов. Песчанка – от слова песок, она похожа на мышку с очень длинным хвостом и большими ушами. Эти зверьки строят целые подземные городки. Ящерицы и змеи, обитающие в пустыне, спасаются от врагов, быстро зарываясь в песок. Они как – бы плавают в нём, ведь грунт сыпучий. Крупный обитатель пустыни – это верблюд. Он устроен так, чтобы легко переносить переходы через песчаные пустыни. Его называют «кораблём» пустыни.
Как мы уже знаем, песок есть и на речных, морских и озёрных берегах. Многие их жители тоже могут прятаться в песке, поджидая добычу или прячась от врагов. Это рыбы, моллюски, личинки насекомых, пресмыкающиеся.
Занятие № 4: «Для чего человеку песок».
Цель: С помощью слайдов познакомить детей с использованием песка человеком, воспитывать бережное отношение к скульптуре из песка, закреплять умения и навыки проведения экспериментов.
Беседа: почему нет посуды из песка? Потому, что песок плохо лепится, он рыхлый и легко пропускает воду. Но если в песок добавить некоторые строительные материалы, то песок приобретает иные свойства. Чтение стихотворения «Куличики».
Опыт № 1. Проводится на улице. Понадобится цемент, вода, кусочки кирпичей. На участке, где идёт строительство, мы можем увидеть кучи песка. Для чего он нужен? Может строители во время перерывов в работе играют в него? Но нет. На самом деле песок используется для строительства зданий. Его смешивают с особым порошком – цементом, и водой. Получается строительный раствор, при помощи него скрепляют кирпичики.
Опыт № 2. Нам понадобятся песочные часы, будильник, стаканчики с воронками, песок. Провести наблюдение за тем, как песок сыпется непрерывной струйкой. Сыпучие свойства песка люди использовали с древних времён. Они изготавливали песочные часы. Как мы определяем время, по каким часам? А раньше были песочные часы. Песок в них высыпается за определённое время. А мог бы сырой песок так же сыпаться? Нет.
Художественное творчество и игровая деятельность с песком на прогулке. Знакомим детей с искусством создания скульптур из песка. Предлагаем посмотреть слайды с изображением скульптур из песка. Предложить детям поиграть с песком. Каждый ребёнок, играя с песком, учится анализировать, искать ошибку, предпринимать новые попытки, добиваться успеха.
Дети всех возрастов любят играть с песком. В игре с песком они используют всевозможные формочки, ведёрки, совочки, палки, пластиковые бутылки. Самое главное – обеспечить детей песком, чистым, безопасным для жизни и здоровья, а также необходимыми инструментами для игры в песочнице. По результатам проведённых опытов дети знают, что лучше работать с влажным песком – он приобретает задуманную форму и сохраняет её на некоторое время.
Использованная литература.
1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. Том 2. Москва 1974 год.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
3. Стихотворения В. Шипуновой «Ладошки», «Куличики».
4. Авторские работы Лыковой И. А., Рыжовой Н. А.
5. ФГОСы. Стандарты для дошкольного обучения. Приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013 года.
6. Журналы по дошкольному образованию.
7. Работа в Интернет-слайды.