МААМ-картинки

Развитие предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению в условиях группы детского сада

Татьяна Кузнецова
Развитие предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению в условиях группы детского сада

Проблема психологической готовности к школе не нова, но она всегда остается актуальной среди исследователей различных специальностей. Многие из них спорят о том, каковы основные критерии готовности к школьному обучению, с какого возраста наиболее целесообразно начинать учить детей в школе и т. д.

С точки зрения различных авторов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и Л. И. Цеханская) показателями психологической готовности ребенка к школе являются умение ориентироваться, подчинять свои действия заданным правилам, выполнять инструкции взрослого, а также умение слушать []. Так же, согласно Л. С. Выготскому, обучение в школе расценивается взрослыми как труд, который ценится, его нельзя пропустить или отменить как, например, поход в детский сад. В дошкольном возрасте ребенок еще играет, в младшем школьном возрасте он уже учится – трудится, получая знания. Согласно Е. А. Климову – именно в дошкольном возрасте у ребенка развиваются предпосылки качеств субъекта труда, которые впоследствии окажут влияние на становление его трудовых отношений []. Заложена ли потенциально трудовая деятельность в самом процессе подготовке ребенка к школе? Существуют ли возможности психолого-педагогического сопровождения развития предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению? Ответы на данные вопросы и составило проблему нашего исследования.

Публикация «Развитие предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению в условиях группы детского сада» размещена в разделах

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что трудовая деятельность не является следствием календарного возраста, а возникает и развивается как некое системное качество человека под влиянием определенной среды (Климов Е. А. Тютюнник В. И.). Начинает формироваться еще в раннем возрасте на основе усваиваемых навыков самообслуживания, развивается в течение дошкольного онтогенеза через игру под влиянием взрослого, максимально ярко проявляется в ходе становления учебной деятельности, отделяясь от нее в последствие в самостоятельную ветвь.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте или, как часто ее называют, элементарный труд, существует в следующих формах:

самообслуживание;

изготовление поделок;

выполнений поручений взрослого;

дежурство;

общий и совместный труд, где результат труда зависит от вклада каждого ребенка;

коллективный труд, где к совместному характеру труда добавляется организация ситуаций, требующих взаимопомощи, поддержки, общей ответственности за результат.

Как и любая другая деятельность, трудовая деятельность дошкольников имеет свою структуру: цель, мотивы, трудовые действия, результат, его оценка.

Формирование предпосылок качеств субъекта труда (определенные представления о труде и профессиях взрослых, отдельные трудовые умения и навыки, усвоение мотивов выполнения трудовых поручений, способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности, а так же некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность и т. д.) уже начинается в игре, а так же в значимых для ребенка дошкольных видах деятельности (игра, элементарный труд, рисование, восприятие сказки и др.). Об этом часто забывают, и подготовка ребенка к школе происходит за счет внедрения новых форм обучения, различных технологий, что заслоняет важную цель воспитание человека как субъекта труда, субъекта ответственного за процесс восприятия и усвоения нового учебного материала, применение его на практике.

Проведенный нами анализ компонентов психологической готовности ребенка к школе позволил нам сформулировать некоторые направления развития качеств ребенка-дошкольника как потенциального субъекта труда в контексте его подготовки к школьному обучению и развития предпосылок учебной деятельности в условиях трудового воспитания и специально организованной психолого-педагогической развивающей работы с детьми.

Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте и способствуют развитию эмоционально-волевой готовности.

Формирование мотивационного (личностного) компонента психологической готовности к школе возможно в контексте развития мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей).

Развитие интеллектуального компонента готовности к школьному обучению возможно через приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы).

Социальная готовность ребенка к школе может быть рассмотрена в контексте развития необходимых навыков общения у ребенка при переходе на новую социальную позицию позицию школьника. Совместная деятельность, в том числе и учебная, и трудовая, требует развития важных коммуникативных качеств у ребенка : эмпатии, сотрудничества, взаимопомощи. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Коммуникативная готовность детей, проявляющаяся в адекватное взаимодействии со сверстниками и взрослыми способствует успешному освоению школьной программы. Организация совместного дежурства, выполнений поручений по подгруппам, как некоторых форм элементарного труда, может стать продуктивным направлением в развитии данного компонента готовности ребенка к школе и его самого как потенциального субъекта труда.

Таким образом, рассмотрение особенностей трудовой деятельности дошкольников, современного состояния проблемы психологической готовности к школе, позволяет нам планировать коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с использованием всего потенциала именно детских возможностей в их деятельности, развивая, к тому же, субъектные качества уже на ранних стадиях онтогенеза. На это и была направлена наша коррекционно-развивающая работа с детьми, в которой мы постарались обхватить сферы возможного развития : работа непосредственно с детьми, работа воспитатели-дети и работа дети-родители.

В рамках работы с детьми нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование предпосылок качеств субъекта труда, в процессе подготовки к школьному обучению. Работа воспитателей с детьми охватывала знакомство с различными видами трудовой деятельности и их особенностями (обсуждение, обзорные экскурсии, непосредственное участие в трудовом процессе – уборка территории, помощь повару, дежурство и т. д.). Для привлечения в развивающую работу родителей совместно с педагогами были разработаны несколько проектов «Ярмарка», «Масленица», «Неделя творчества», в ходе которых, дети совместно с родителями выполняли различные поделки, шили костюмы, готовили угощения.

Принципы разработки коррекционной программы:

Формирование новой социальной позиции школьника, будущего первоклассника, уже начинается в старшем дошкольном возрасте. В сознании ребенка начинают возникать и складываться в определенный стереотип поведения те нормы и требования, которые предъявляют к нему взрослые. Так с возраста примерно 5 – 6 лет ребенок часто слышит фразы : «В школе, ты должен…», «Школьники делают то-то, поступают так-то…», «Необходимо слушать учителя…», «Будь внимателен на уроках» и т. д.

Можно предположить, что формирование у ребенка новой социальной позиции школьника путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры, где предметом осознания ребенка выступает умение ориентироваться, подчинять свои действия заданным правилам, выполнять инструкции взрослого, а также умение слушать и вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками по средством общих трудовых поручений, будет способствовать не только развитию самостоятельности, трудовых и коммуникативных навыков, но и развивать у детей готовность к обучению в школе, в группе сверстников, под началом взрослого, а так же способствовать устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей и достижению более адекватной адаптации и социализации детей.

Коррекция навыков межличностного общения дошкольников со сверстниками проводилась нами согласно принципам и методам коррекции психического развития ребенка, разработанным в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова и др.). Термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий направленных на исправление недостатков в развитии ребенка» (О. А. Карабанова, 1997) впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального развития. Здесь коррекция рассматривается как «создание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы» (С. В. Капранова, 1997). Большой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л. С. Выготский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными задачами коррекции психического развития являются :

1) коррекция отклонений в психическом развитии;

2) профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития (Д. Б Эльконин, 1989; И. В. Дубровина, 1991).

Разработанная нами программа коррекции и развития предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению в условиях группы детского сада была использована на занятиях как с детьми с низко й школьной готовностью, так и с детьми не испытывающими таких затруднений. Это было сделано в связи с тем, что:

1) на групповом занятии ребенок с низкой школьной готовностью будет иметь образец для подражания, благоприятная атмосфера группы способна направить деятельность такого ребенка в русло благоприятного варианта развития. Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д. Б. Эльконин и др., 1967).

2) Следуя положению о необходимости профилактики отклонений в развитии, мы предполагаем, что данная программа способна решать задачи профилактики отклонений в поведении.

Данная коррекционная программа:

1) по характеру направленности сочетает в себе симптоматическую (работа в группе детского сада) и каузальную (направлена на устранение источников и причин отклонения) формы коррекционной работы.

2) по содержанию: направлена на развитие предпосылок качеств субъекта труда, коррекцию поведенческих аспектов общения, формированию новой социальной позиции школьника;

3) по форме работы: групповая, что способствует лучшему формированию образца поведения ребенка и позволяет реализовывать полученный опыт среди сверстников;

4) по наличию программы: программированная – позволяет учесть все необходимые моменты необходимые для коррекции школьной готовности;

5) по продолжительности: длительная – рассчитана на продолжительный срок, для получения наиболее эффективного и стойкого результата;

6) по масштабу решаемых задач: специальная, т. к. предполагает решение конкретной цели – развитие предпосылок качеств субъекта труда и школьной готовности.

Цель коррекционно-развивающей программы : развитие предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Развитие у детей навыков общения, посредством формирования навыков практического овладения выразительными движениями – средства человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика);

Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

Развитие самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника;

Помощь ребенку в осознании новой социальной позиции школьника, повышение самооценки, уверенности в себе;

Создание условий для формирования и развития предпосылок качеств субъекта труда;

Профилактика школьной дезадаптации.

В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами (Г. В. Бурменская и др.) :

1) принцип системности коррекционных и профилактических задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) деятельностный принцип коррекции;

4) принцип учета возрастно-психологических особенностей ребенка;

5) принцип комплексности методов психологического воздействия.

Методы: Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а так же внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М. И., 1986, нами были использованы следующие элементы методов: игротерапии, арттерапии (рисуночная терапия, музыкотерапия, драматизация сказки, речевого воздействия, статусной психотерапии, психогимнастики.

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка был произведен с помощью гармоничного сочетания групповых и индивидуальных занятий.

Содержание программы

Данная психокоррекционная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет в дошкольном учреждении. Программа состоит из четырех этапов:

1. Ориентировочный этап (1 занятие)

2. Этап объективирования трудностей и конфликтных ситуаций (4 занятия)

3. Конструктивно-формирующий этап (15 занятий)

4. Обобщяюще-закрепляющий этап (3 занятия)

Курс занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте. На индивидуальных занятиях дети, испытывающие проблемы с усвоением материала, получали возможность повторения предложенной темы, групповые занятия способствовали повышению эффективности обучения в коллективе.

Группа насчитывает 10 – 12 человек. Продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут, групповых – 20 – 25 минут, проводимых 2 раза в неделю, всего занятий: 23, коррекционная работа занимает 2,5 – 3 месяца.

Каждое занятие проводится в три этапа: приветствие, основная часть, направленная на выполнение конкретной цели занятия, заключительная, направленная на снятие возможно возникшего напряжения у детей.

Программа проведения курса коррекционно-профилактических занятий приведена в таблице 1.

Таблица 1. Программа коррекционно-профилактических занятий

Метод и его содержание Цель Форма проведения и количество занятий Примеры, примечания

Ориентировочный этап

подвижные игры знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей, создание высоко эмоционального подъема.

Групповая (1 занятие) «лишний стул», «нож и масло», «хип-хоп», «плот», «шеренга» [10]

Этап объективирования трудностей и конфликтных ситуаций

работа с пиктограммами, рисуночная терапия развитие знания о своих и чужих эмоциональных реакциях. Выявление сформированности понимания этого знания у детей Групповая (1 занятие, индивидуальная (1 занятие) М. И. Чистякова, мимика в рисунках, «нарисуй/покажи настроение», «угадай эмоцию» [14]

рациональная терапия: групповая дискуссия диагностика видения и представления себя каждым ребенком в различных ситуациях взаимодействия, осознание индивидуальности Групповая (1 занятие) «Я разный», «сочиняем историю», «художник», «угадай кто» [10]

драматизация этюдов, сказок диагностика навыков коллективного взаимодействия, ориентация на партнера. Групповая (1 занятие, М. И. Чистякова, постановка сказок по желанию (русские народные) [14]

рациональная терапия: групповая дискуссия Изучение представления о труде Групповая (1 занятие, Беседы «Что такое профессия?», «Угадай профессию»,

«Беседы о профессиях», загадки о профессиях [9, 15]

Конструктивно-формирующий этап

подвижные игры, игротерапия развитие активного и волевого внимания, наблюдательности. Групповая (1 занятие) «хлопки», «слушай звуки», «фигуры» [14]

психогимнастика, развитие внимания, правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений и адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции ребенка. Групповая (1 занятие) «пожалуйста», «возьми и передай», «вот он какой», «игра в снежки / с камушками», «отдай/ уходи/ до свидания», «фигуры», «тише!» и др. [14]

психогимнастика, музыкотерапия, игротерапия, подвижные игры, работа с пиктограммами

развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях, коррекция эмоциональной сферы ребенка (различные виды эмоций). Групповая (1 занятие, индивидуальная (1 занятие) «Таня-плакса», «поссорились и помирились», «разные настроения», «Прогулка», «потерялся», «змей-горыныч»;

муз. сопровождение: Д. Христов «Золотые капельки», П. Чайковский «Баба-Яга», Б. Хоффер «Битва» [14]

игротерапия, драматизация сказки развитие способности выделять, понимать и сравнивать различные черты характера, развитие понимания отношения к себе и другим. Групповая (1 занятие, индивидуальная (1 занятие) «молчок», «2 друга», «жадный поросенок», «три характера», «мальчик наоборот», «розовое словцо «привет» [14]

разыгрывание ситуаций, игротерапия развитие способности обращать внимание на самого себя, на свои эмоции и чувства, формирование уверенности в своих силах, адекватной самооценки. Групповая (1 занятие, индивидуальная (1 занятие) «послушай», «рыбалка», «тропинка», «лабиринт»

«танец», «морозко», «волшебное зеркало», «я разный» [10, 12]

разыгрывание ситуаций, игротерапия, подвижные игры формирование умения выражения собственной индивидуальности, адекватных способов взаимодействия, взаимопонимания и умения выслушать собеседника. Групповая (1 занятие) «газета», «сочиняем историю», «иголка и нитка» «ток», «молекула», «хромой ведет слепого», «ура победителю», «пожелания», «общий круг», «переходы», «эхо», «обнималки» [10, 12, 15]

Разыгрывание ситуаций, игротерапия Формирование умения работать в коллективе, подчинять свои личные мотивы и желания групповым, положительного отношения к трудовым поручениям Групповая (2 занятия)

Индивидуальная (2 занятия) Организация различного рода дежурств по уборке территории, мытью игрушек, помощи младшим дошкольникам в освоении социаьно-бытовых навыков и т. д. [14]

Разыгрывание ситуаций, арттерапия Формирование осознания зависимости друг от друга в совместном труде Групповая (1 занятие) Игра «Чей это коврик?» [15]

Разыгрывание ситуаций, игротерапия Формирование умения ставить цель в трудовой деятельности и стремиться к ее успешному осуществлению. Групповая (1 занятия)

Организация различных трудовых поручений, с целью успешности их достижения, различные трудовые эстафеты «Кто быстрее», «Кто чище» и т. д.

Разыгрывание ситуаций, игротерапия Формирование умения планировать трудовую деятельность Групповая (1 занятия)

Индивидуальная (1 – 3 занятия) «Что сначала, что потом?» [15]

Разыгрывание ситуаций, игротерапия Формирование трудовых навыков Групповая (2 занятия)

Индивидуальная (2 – 3 занятия) Игры «Бибилиотекарь», «Почтальон», «Повар» и т. д.

Разыгрывание ситуаций, игротерапия Формирование положительного эмоционального отношения к школе, новой социальной позиции школьника Групповая (2 занятия)

Игры «Школа», «Собери портфель», беседы о школе, рисунок школы, рисунок «1 сентября» и т. д.

Обобщающе-закрепляющий этап

групповая дискуссия закрепление базовых социальных навыков – адекватное использование полученных знаний в ходе работы (умение выслушать другого, участие в коллективном обсуждении, уметь тактично похвалить и критиковать другого). Групповая (1 занятия) обсуждение тем ( например: как вместе провести воскресный день, с кем ты дружишь и за что ты любишь своего друга и др., «день рождения», «карусели» [3]

групповая дискуссия Закрепление базовых знаний о труде Групповая (1 занятия) Разговор о профессиях, викторина «угадай, кто трудится [9]

разыгрывание ситуаций, групповая дискуссия, рисуночная терапия подведение итогов работы группы, ориентация на использование полученных знаний в повседневной жизни Групповая (1 занятие) Беседа «Я иду в первый класс», рисунок школы и учеников, составление рассказа по рисункам

Список использованных источников:

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.

3. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками М. : Издательство во «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998 – 176С.

4. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : Учебное пособие. Российское педагогическое агентство, Москва 1997

5. Климов Е. А. Психолоrия профессиональноrо самоопределения : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. 4-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1998 г, - 176.

7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб. : Речь, 2003. – 256 с.

8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М. : ТЦ, Сфера, 2002. – 512с.

9. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми»).

10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Королева Е. Г., Пяткова О. М. ; под общей ред. Битяновой М. Р. – СПб. : Питер, 2002. – 304с. : ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

11. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада : (Педагогическая наука – реформе школы) // Нау. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1988. – 232с. : ил.

12. Самоукина Н. В. Игры в которые играют. Дубна: «Феникс», 1996. 148 с.

13. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М. : Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

14. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под. ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с. : ил.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школьному обучению в условиях группы детского сада
Опубликовано: 8 мая 2013 в 14:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД