Лучший педагог года

Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста

Елена Гольцова
Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста

Развитие процесса восприятия является важнейшим фактором формирования личности ребенка, находящегося в раннем школьном возрасте. Школьник, который только что окончил детский сад, но еще не совсем влился в школьную жизнь, требует особого внимания от окружающих его взрослых, в том числе учителей.

Для каждой фазы развития личности характерны специфические особенности познания, особенности формирования зрительных и иных образов.

Публикация «Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

У учащихся 3 классов в характере общих приемов и способов формирования зрительных образов очень много общего со старшими дошкольниками. У детей этого возраста еще незначительную роль играет процесс углубленного анализа воспринимаемого. Узнавание и последующее за ним называние предмета у них обычно является конечным этапом процесса восприятия. Особенно ярко это видно из следующего примера. Перед учащимися I класса была поставлена натура для рисования — цветной кувшин. Они быстро всматриваются в форму кувшина, определяют ее (чаще всего называют) и дальше рисуют, совсем не обращаясь больше к этой натуре (хотя их к этому стимулирует учитель разными приемами). В результате такого рисования с натуры у разных детей были получены изображения различной формы кувшина, иногда значительно отличающиеся друг от друга.

О недостаточной дифференцированности восприятия у первоклассников говорят опыты с узнаванием и классификацией бабочек (исследование Э. А. Фарапоновой). Опыты показали, что в основном дети этого возраста ограничивались лишь перечислением отдельных признаков и очень мало делали попыток систематически анализировать воспринимаемые предметы. Но и признаков они обычно называли мало (3,9 признака в среднем на ученика). Ученица I класса Таня Г. так описывает бабочку: «Я на крылышки глядела, на пятнышки». (Указано только два признака.)

У первоклассников и отчасти второклассников наблюдается некоторая хаотичность и случайность выбора в процессе восприятия. Учащиеся схватывают отдельные, бросающиеся им в глаза признаки и последовательно не анализируют предъявляемый им объект, не отделяют существенное от случайного в нем (исследования Е. И. Игнатьева, К. И. Вересотской, Е. Шаломона, Т. Л. Коган). А поэтому узнавание предметов иногда может опираться на случайные и малосущественные признаки.

Учащиеся очень неохотно прибегают к исправлению ошибок и неточностей своего восприятия. Обычно дети этого возраста начинают рассказывать содержание показанной им картины со случайной детали, с первого попавшегося им на глаза предмета (исследование Т. Л. Коган).

Исследуя процесс сборки машины по фотоизображению, Е. Шаломон установил, что первоклассники начинают сборку с первой попавшей им в руки детали, а затем соединяют в хаотическом порядке и другие части машины. У этих детей можно наблюдать неорганизованные поиски деталей, которые могут быть соединены. Ребенок больше интересуется самим процессом соединения деталей, чем выполнением задачи по сборке машины.

Исследованиями установлено, что характерной чертой восприятия первоклассника является его известная пассивность. Образ, который возникает в процессе восприятия, особенно если восприятие затруднено, долго не удерживается в сознании ребенка, он легко от этого образа отвлекается. Если учитель продолжает настаивать на дальнейшем восприятии предъявленного предмета, то учащийся переходит к перечислению отдельных деталей. Перечисление деталей является наиболее доступной ребенку этого возраста формой анализа окружающего.

Ученик I класса Саша С. так описывает бабочку: «У этой бабочки есть точки кругленькие и на туловище. Усы есть. Глазки есть. Хвостик есть. И еще на кончике крылышек есть коричневые уголочки. Около грудки на крыльях черные точки. На кончике усиков маленькие точки» (исследование Э. А. Фарапоновой).

Детальное уточнение, познание воспринимаемого объекта еще очень малодоступно без помощи учителя для детей этого возраста. Первоклассники еще не овладели умением достаточно глубоко и четко анализировать окружающее. Анализ у них носит крайне несовершенный характер. Операции синтеза в процессе восприятия носят характер незавершенности. Ребенок синтезирует отдельные элементы воспринимаемого образа, но создаваемые образы часто характеризуются неясностью, неполнотой и неустойчивостью.

Восприятие детали целого может заслонять собою это целое, о целом ребенок может даже вовсе забывать. Особенно ярко это видно иногда в процессе рисования : увлекшись изображением отдельной детали, ребенок забывает о целом, а в результате этого рисунок «не помещается на листе бумаги» или резко нарушается пропорциональность частей изображаемого.

Недостатки восприятия учащихся в значительной степени могут быть устранены [1]. Однако для устранения этих недостатков восприятия необходимо хорошо знать причины, которые их порождают.

Таким образом, примерно в III классе в развитии восприятия наступает резкий сдвиг в сторону большей расчлененности, умения подмечать существенные детали и использовать анализ и рассуждение. Улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия. Школьник более упорно добивается ясности зрительного образа. Ребенка все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы и внутреннего строения и содержания, принцип действия. В связи с этим школьник учится наблюдать и изучать интересующие его объекты. Эту особенность в развитии восприятия у младших школьников необходимо широко использовать в процессе их обучения в школе.

В процессе постепенного перехода при обучении младших школьников от нерасчлененного восприятия к более углубленному, расчлененному восприятию мы наблюдаем большую неравномерность, т. е. этот переход не становится сразу универсальным во всех случаях.

Таким образом, обучающиеся III класса восприятие одних объектов может находиться на более высоком уровне анализа, а восприятие других — оставаться еще на совсем низком уровне. Обычно дети достигают более высокого уровня восприятия в тех видах учебной деятельности, в которых они добиваются наиболее хороших результатов. Например, уровень восприятия в процессе рисования или пения без соответствующего обучения у учащихся III класса может оставаться чрезвычайно низким. Углубленному восприятию надо систематически и терпеливо обучать учащихся начальных классов.

Публикации по теме:

STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое.

Памятка «Безопасность в лесу» для детей младшего школьного возрастаПамятка «Безопасность в лесу» для детей младшего школьного возраста Лес таит в себе массу загадок. Живая природа манит человека, а дети, больше, чем мы, тянутся ко всему тому, что неизвестно, прекрасно.

Динамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возрастаДинамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возраста Фрагмент занятия. Здравствуйте, ребята! Рассаживаемся по местам. Я всех вас очень рада видеть. Сегодня для работы нам понадобится цветной.

Кубики «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста и младшего школьного возрастаКубики «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста Кубики «Дорожные Знаки» Для детей дошкольного возраста и младшего школьного Как и у многих в группе накопилось множество разрозненых кубиков.

Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей младшего школьного возрастаЛэпбук «Пожарная безопасность» для детей младшего школьного возраста В начале учебного года в моем объединении «Умелые руки» был объявлен конкурс на лучший лепбук. Тему лепбука дети выбирали по своему желанию.

Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.

Основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Ребенок стремится к знаниям.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Веселая гимнастика в стихах для детей младшего школьного возраста Гномы и грибы Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте) По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе) А за ним-то раз,.

Внеурочная работа для детей младшего школьного возраста Внеурочная работа для детей младшего школьного возраста Сегодня, в соответствии с требованиями образовательного стандарта, ребенок должен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие процесса восприятия детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 26 октября 2019 в 17:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД