Получи документы

Развитие психомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения движениям

Любовь Резанова
Развитие психомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения движениям
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие психомоторных функций у детей

с общим недоразвитием речи через обучение движениям.

Резанова Л. Н., старший воспитатель

МБДОУ д/с №52 города Белгорода

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Публикация «Развитие психомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения движениям» размещена в разделах

Движения в любой форме, адекватные физическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения непосредственно образовательной деятельности, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании с специальными физическими упражнениям. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время выполнения физических упражнений у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физическая нагрузка при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

Авторы исследований нарушений речи в своих работах отмечают, что дети с речевой патологией, различной степени выраженности, часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, имеют физические показатели развития, соответствующие нижней границе нормы Г. А. Волкова, Л. С. Волкова (2002, М. М. Кольцова (1973, В. П. Дудьев (1995, Л. В. Лопатина (2001).

Дети с ОНР, являются основным контингентом групп компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу. А потому дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития, формирования и коррекции речи у детей. От того, насколько эффективно проводится коррекционная работа в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения и воспитания в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Для этого необходимо найти такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия, зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается нарушенной у детей с ОНР.

Движения детей с общим недоразвитием речи бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью. У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации; снижение «двигательной «памяти, которое выражается в нестойкости формирования двигательных навыков; трудности в овладении выразительными движениями; неспособности осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации (упражнения типа «двигательные перевертыши»).

Начиная осуществлять образовательную деятельность детей в области «Физическая культура» мы особое внимание уделяем подготовке организма к предстоящей нагрузке. Во вводную часть мы включаем различные виды ходьбы и бега, дыхательные упражнения, способствующие развитию слуховой, двигательной памяти, внимания, координации движений, выносливости, ловкости, быстроты («Слушай сигнал», «Будь внимательным», «Я - впереди», «Мельница»).

Основная часть деятельности посвящена обучению основным видам движений. В нее входят игры и игровые упражнения на развитие координации движений, моторной памяти, внимания, ориентировки в пространстве, быстроты, ловкости («День, ночь, огонь, вода», «Преодоление полосы препятствий», «Спрыгни и развернись», «Лодочка», «С мячом по скамейке», «Хитрая лиса», «У какой команды меньше мячей» и т. д.

При выполнении основных видов движений (бег, прыжки, метание, бросание, лазание, упражнения в равновесии) у детей с ОНР наблюдается несогласованность движений рук и ног, несоблюдение направления движения, чрезмерные наклоны головы; при прыжках наблюдается отсутствие амортизирующих движений; метание осуществляют без замаха, у них не наблюдается активных движений рук, туловища и ног и т. д.

Для преодоления перечисленных недостатков в развитии основных движений детей с ОНР мы предлагаем следующие упражнения: «Лошадки», «Камешки», «Змейка», «Мы растем», «Светофор», «Точно в цель», «Самолет» и т. д. Часто ходьба сопровождается чтением стихотворений, слушанием музыки:

«Тили-тили, тили-бом!

На носочках мы идем.

Руки к солнцу поднимаем, никогда не унываем!»

В основной части детской деятельности обязательно включаем подвижную игру. Она подбирается таким образом, чтобы ее содержание было знакомо детям и включало в себя движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.

В заключительной части преобладают игры и упражнения направленные на восстановление дыхания и релаксацию, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, организации, сплоченности коллектива, развитию внимания, воображения, творческого мышления («Море волнуется», «Прогулка по волшебному лесу», «Запрещенное движение», «Волшебный цветок», «Узнай, кто ушел», «У кого мяч», «Передал, садись», «Карлики и великаны» и т. д.

В конце занятия часто используем пальчиковые игры: «десять тонких пальцев», «Погода», «На горе мы видим дом», «Паучок», «Мышата» и т. д.

Подобная система позволила нам добиться следующих результатов:

- у детей возникло желание заниматься физической культурой;

-дети начали проявлять творчество, фантазию, составлять свои варианты игр, упражнений;

-у многих детей улучшились показатели физического развития;

А главное у воспитанников повысился уровень психофизических функций (внимание, память, мышление, воображение, статическая координация, динамическая координация, способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Ведь понятие «психомоторика» включает способность воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (состояние психомоторной памяти).

Данную способность мы выявили с помощью теста «Пройди и запомни», ( состоящее из двух заданий: для его организации отмеряется пятиметровый отрезок, начало и конец которого выделяют яркими линиями. Первое задание: ребенок проходит отрезок с открытыми глазами (1 раз, запоминая ощущения каждого шага. В сумме они должны сложиться в чувство расстояния. Второе задание: пройти расстояние с закрытыми глазами, используя образ – эталон движения, сохранившийся в памяти. Количество шагов считать не стоит, так как два одновременных процесса создают интерференцию – взаимное уничтожение части информации: образ движений искажается, и число ошибок увеличивается. Расстояние, которое ребенок не дошел до линии (или перешел, измеряется линейкой. Дети с развитой психомоторной памятью ошибаются в пределах (плюс, минус) 15 см. Ошибки, не выходящие за пределы зоны (плюю, минус)30 см, считается нормой. Это говорит о среднем качестве работы психомоторной памяти.

Наряду с психомоторными особенностями изучению подлежат и координационные способности детей, обеспечивающие физическую подготовленность (быстроту, ловкость, выносливость и др.). Они в меньшей степени относятся к управлению движениями. Однако существующая взаимосвязь психомоторных функций и физических качеств предполагает большую вероятность наличия высокого уровня психомоторных функций у детей, хорошо развитых физически.

Технологически коррекция психомоторного развития должна включать в себя специальные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие психомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения движениям
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 11:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие психомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения движениям» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Резанова (УИ 194089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД