Лучший педагог года

Развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста

Ирина Колесникова
Развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками. В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Речемыслительная деятельность - это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно - следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями. Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей :

Публикация «Развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Развивать категориальность восприятия, мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии)

2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.)

3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.)

4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.)

5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.)

6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)

7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма де

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 14:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД