Аввакумова Наталья
Способы развития речевого дыхания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует правильному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности речи.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Публикация «Способы развития речевого дыхания у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки.
Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:
• Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-5 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
• Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
• Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.
• В играх, развивающие дыхание строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее.
Для развития дыхания ребенка используются игры и упражнения:
«Дождик»
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: изготовленный мобиль «дождик».
Дети подходят к мобилю, делают вдох носом и на выдох сильно и плавно дуют на капельки дождя.
«Карандаши-спортсмены»
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
«Свисток»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под лекарств.
Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
«Погреем ладошки»
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: «греем ладошки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».
«Отгадай по запаху»
Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
Ребенку необходимо понюхать,отгадать запахи и найти одинаковые.
«Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Вдох и выдох производится через нос.
«Раз, два,три лети.»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: палочки с прикрепленными на лентах картинками с изображением птиц, животных, насекомых.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит слова:»Раз, два, три лети…» дети вдыхают воздух через нос и дуют через рот на картинки.
«Настоящий футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование небольшой легкий шарик, коробка-футбольное поле, трубочки.
Два игрока дуют в трубочки и пытаются забить гол в ворота.
«Осенние дерево»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: дерево с листочками из тонкой бумаги.
Ребенок или дети подходят к дереву, нужно плавно и сильно подуть на листочки.
«Кораблик»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
«Воздушный шарик»
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
«Колобок»
Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.
В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
Колобок-колобок,
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
«Весёлые клубки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит любой гласный звук.
«Ветерок в бутылочке»
Цель: формировать сильную воздушную струю
Оборудование: небольшие пластмассовые бутылочки с трубочкой, наполненные шариками пенопласта.
На выдохе- ребенок дует в трубочку так, чтобы шарики летели в бутылочке.
«Бабочка»
Цель: формировать сильную воздушную струю.
На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Вместе с легким ветерком
На полянку полетела.
«Вертушка»
Цель: формировать сильную воздушную струю.
Оборудование: вертушки на палочке.
Ребенок держит вертушку перед собой, делает вдох носом и на выдохе сильно и плавно дует на вертушку, так чтобы она завертелась.
«Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка «комар».
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Жуки»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка - жук.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
«Тигренок»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Султанчики»
Цель: формировать сильную и плавную воздушную струю.
Оборудование: султанчики, изготовленные из коробочек из-под киндер сюрпризов на палочке.
Ребенок держит султанчик перед собой, делает вдох носом и на выдохе сильно и плавно дует на султанчика.
«Изобрази животное»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.