Папки-передвижки

Развитие речевой деятельности дошкольников в разных режимных моментах

Дмитрий Чернов
Развитие речевой деятельности дошкольников в разных режимных моментах

Согласно требованиям ФГОС, одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность воспитательно - образовательного процесса, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, их умение общаться с людьми и общее познавательно - интеллектуальное развитие. Ключевые слова Режим дня, дошкольник, речевая деятельность, развитие, воспитатель. В условиях ДОУ речевое развитие детей осуществляется не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Умело организованные 33 воспитателем режимные моменты дня имеют большое воспитательно - образовательное значение для ребенка, в том числе и развитие речевой активности у них. Рассмотрим процесс организации речевого общения детей и взрослого в разных режимных моментах в условиях ДОУ. При организации утреннего круга с детьми можно формировать, совершенствовать, закреплять представления у детей на познавательные, нравственные, здоровьесберегающие, бытовые и другие темы. Уместно не только спросить с кем он живет, как зовут членов семьи, где они работают, чем любят заниматься члены семьи в свободное время, но и уточнить степень родства ребёнка к другим членам семьи. Задавая детям наводящие вопросы, ребенок общается со взрослым или сверстником, с желанием беседует о тех событиях, в которых сам участвовал: какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой, какую книгу ему прочли дома, чем были заняты в выходные дни, кто приходил в гости, как отдыхали, рассказывают о своих играх, занятиях, развлечениях и пр. и т. д. Непринужденный разговор помогает ребенку легче и с интересом включаться в речевую активность с окружающими. Индивидуальные беседы хорошо использовать для развития интонационной стороны речи, артикуляционных и грамматических навыков, уточнения смысла незнакомых или малознакомых слов. На утренней гимнастике педагог во время подражательных упражнений осуществляет артикуляционную гимнастику, подражает звукам животных, дыхательную гимнастику, которая имеет существенное значение в речевой деятельности дошкольника. При необходимости, поправляет, корректирует произношение слов и выполнение упражнений детьми. Использование небольших стихотворений для озвучивания движений позволяет повысить не только двигательную активность детей, но и способствует развитию интонационной, ритмической сторон речи. Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей при этом сам процесс сопровождается тематическими потешками, прибаутками, художественным словом, комментирующими действия детей. Особенно это важно для ребят младшего дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста педагог может задавать познавательные вопросы, например, откуда вода в кране, почему полотенце сухое, из чего сделано мыло и как микробы уходят с рук и т. д. Активизация речевой активности при умывании позволяет детям познать что - то новое для них и является темой для разговора со сверстниками и взрослым. При организации приёма пищи воспитатель обращает внимание на то, как накрыты столы к завтраку, дает подробную оценку действиям дежурных, употребляя большое количество глаголов и прилагательных. В зависимости от меню уточняет и чётко произносит названия блюд, информирует о том, из каких продуктов они приготовлены, расширяя словарный запас детей синонимами и антонимами. Важно мотивировать ребят активно включиться в разговор. На начальных этапах формируем у детей словарь, а затем задаем детям вопросы, на которые дети охотно отвечают, например, какой у нас сегодня стол получился, какие у нас тарелки, зачем нам сегодня салфетка. Отвечая на подобные вопросы, ребенок учится подбирать слова синонимы, рассказывает из опыта как он с мамой накрывает на стол, придумывает рифмы к названиям блюд, проявляют словотворчество. При этом необходимо отметить заботу няни и поваров, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий, рассказать о том, что нужно знать и уметь, 34 чтобы получить данные профессии. В процессе приёма пищи воспитатель решает задачи воспитания культурно - гигиенических навыков, формирует основы этикета (поведение за столом, умение вести беседу). Организация детей на прогулку, процесс раздевания - одевания, прогулка уникальная возможность для речевой активности ребенка. При организации детей на прогулку дети могут рассказать о погоде, предстоящей деятельности на прогулке, высказать свое мнение, пожелание, рассказать об атрибуте, который они принесли из дома для прогулки. Во время раздевания - одевания возможно активизировать речевую деятельность на тему одежды и обуви. Закрепить представления детей о цветах, размерах, формы, названии одежды, из чего сделано, свойства одежды, кто шьет одежду, почему она чистая и т. д. Во время общения педагог корректирует грамматический строй речи, пополняет словарный запас, направляет детей к составлению связного рассказа через вопросы, игры, мотивацию, познавательно - исследовательскую деятельность. Внимание детей обращается на значение слов - глаголов, таких как: обувать, застегивать, расстегивать, класть, сворачивать и т. д. Сначала вместе с воспитателем, а затем самостоятельно ребята проговаривают последовательность действий: «Сначала я снимаю обувь, потом развязываю шапку, расстёгиваю куртку, снимаю, вешаю в кабинку и т. д.». Воспитателю необходимо акцентировать внимание ребят на том, что обращаться к взрослому нужно по имени отчеству и говорить, что необходимо помочь сделать. В процессе беседы можно проговорить цвет одежды (согласование прилагательных с существительными в роде, перечислить детали одежды, придумать, на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, материал, из которого она сделана (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д., профессии людей, участвовавших в создании одежды. На прогулке детям предоставляется больше возможностей проявлять речевую активность : рассказать стих о времени года, дидактические игры, свободное общение детей со сверстниками, организация совместных игр, трудовая деятельность, наблюдение, познавательно - исследовательская деятельность. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, необходимо включать игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, имеющихся трудностей. Например: «Какое дерево загадано? Название этого дерева начинается со звука «с», а заканчивается на звук «а», «Подбери «родные» слова к слову «снег». Дети любят задания соревновательного характера: найди на участке предметы на определенный звук, кто больше назовет прилагательных к слову «горка», на что похоже облако, напечатай палочкой на снегу, песке, букву или нарисуй картинку и пр. На прогулке дети с удовольствием и азартом играют, сопровождая игру эмоционально окрашенной речью. Кроме того, во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы, рассуждают, делают умозаключения, составляют или придумывают короткие рассказы, сказки об увиденном (птичке, облачке). Подготовка ко сну, дневной сон, пробуждение так же являются важными моментами в активизации речевого развития дошкольников. В процессе беседы при раздевании воспитатель, используя большое количество наречий и глаголов, формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогают создать произведения литературы (сказки, небольшие стихи и 35 рассказы соответствующей тематики, нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей. Для этого уместно использовать народные потешки и приговорки. После подъема организуются закаливающие процедуры, для проведения которых воспитатель разучивает с детьми специальные стихотворения, побуждает озвучивать свои действия или комментировать действия других ребят. После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания и проговаривания действий (своих или товарища, а воспитатель помогает им при необходимости. Работая над развитием речи дошкольников, целесообразно использовать и дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Например, во время дежурства по столовой привлекать внимание детей к посуде, называть ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Во время сервировки стола уточнять названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Попросить ребят подробно рассказать, с какой стороны правильно положить ложки, вилки, ножи, назвать обобщающее слово «посуда», вспомнить профессии «повар», «кондитер» и т. д. Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений. Так, например, во время дежурства в «Уголке живой природы» спрашивать ребят: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Как называется цветок, который стоит справа от тебя?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т. д. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям. Речевое развитие детей осуществляется в различных видах детской деятельности как совместной с педагогом, так и самостоятельной. Общаясь, ребята овладевают различным речевым материалом : специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. ; в изобразительной деятельности — «бумага», «кисточка», «рисовать», «лепить», «заштриховать», а также слова, обозначающие название цвета, пространственные отношения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшие уточнение и конкретизацию; с организацией детей, оценкой их деятельности (лепи аккуратно, обрати внимание, старайся, помоги другу, молодец, умница). В свободной деятельности – речевым материалом при обсуждении замысла рисунков, тематики игр, подборе игрушек и атрибутов, общении между собой. Во время трудовой деятельности - словами и выражениями, связанными с названиями инструментов, различными действиями. Во время организованной образовательной деятельности по конструированию развивается планирующая функция речи, появляется возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений. При этом эффективно использовать прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. При затруднении словесного воспроизведения воспитатель помогает наводящими вопросами: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?». Другой стороной такой формы общения является учить детей 36 грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесному оформлению просьбы. Во время организации деятельности элементарному экспериментированию дети оказываются в условиях, когда им необходимо обсудить проблему, найти решение, объяснить и доказать свой выбор. В такой ситуации ребёнок использует весь свой словарный запас, старается найти правильные слова, правильно оформить сложное предложение, вступить в речевой контакт с другими детьми. Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных видов игр. Они включаются во все режимные моменты, закрепляя знания, полученные детьми в организованной образовательной деятельности. Игры, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнения, помогают закрепить знание детей по всем разделам методики речевого развития дошкольника. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально и включает: русские народные игры для обогащения словаря детей, для воспитания звуковой культуры речи; игры - драматизации для развития речевой активности, интереса к художественному слову, умения совмещать речь с мимикой, движениями, совершенствования выразительности образной речи, обогащения словарного запаса; дидактические игры для закрепления и уточнения словаря, навыка быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов; сюжетно - ролевые игры для совершенствования диалогической речи, развития навыков монологической речи (развивает все стороны речи – лексику, грамматику, фонетику); для опосредованного общения через игрушку; игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен - благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон. Разговорная речь ребенка по поводу выполнения действий, организации детей во время проведения режимных моментов, воспитатель выделяет слова, нужные для обозначения наиболее необходимых предметов, действий, состояний. Важно предъявлять слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя карандаш, воспитатель обращает внимание на его форму, устройство, правильное удержание в руке, аккуратное закрашивание фигуры и др.). Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет дошкольникам запомнить речевой материал и использовать его в привычных ситуациях. Таким образом, речевое развитие ребенка в режимных моментах это планомерно выстроенная, систематическая работа, которая должна осуществляться воспитателями и специалистами в стенах дошкольного учреждения и родителями за пределами ДОУ. Благодаря такому совместному труду взрослых, речь детей будет грамматически правильной, связной, с богатым словарным запасом, творческой, выразительной, что является обязательным условием освоения детьми культуры речи.

Публикация «Развитие речевой деятельности дошкольников в разных режимных моментах» размещена в разделах

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой деятельности дошкольников в разных режимных моментах
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 09:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД