Кивгвзова Надежда
Развитие речи детей с ОНР 6–7 лет по лексическим темам с помощью «Занимательного планшета»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ С ПОМОЩЬЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ПЛАНШЕТА».
Кивгазва Надежда Николаевна, воспитатель
Муталлапова Елене Георгиевна, учитель — логопед
МАОУ д/с №79 «Гусельки», г. о. Тольятти
E-mail : nadezhdakivgazova@mail.ru
Публикация «Развитие речи детей с ОНР 6–7 лет по лексическим темам с помощью „Занимательного планшета“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Подготовительная группа
- Темочки
С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальцев полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальцев ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Без сомнения можно сказать о важности пальчиковых игр и упражнений. Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук ребенка. Кисти рук— представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции— двойная польза!
Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, вашему вниманию мы представим «Занимательный планшет», который мы используем в группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР. Мы используем планшет способствуя развитию речи в соответствии с лексическими темами, развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками, развитию мелкой моторики рук, развивает фантазию и творческий потенциал ребенка, формирует познавательные способности ребенка, развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.
Что такое «Занимательный планшет»? Данный планшет или представляет собой доску со штырьками, расположенными на игровом поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (букв, узоры, различные предметы, животных). Начинать заниматься можно с раннего дошкольного возраста, но даже младшему школьнику будет интересно заниматься с ним.
Занятия на планшете расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.
«Занимательный планшет» прост в использовании и изготовлении. Это игрушка, которая делается за считанные минуты, а использовать ее можно долгие годы. Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, развивается диалогическая речь, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т. е. происходит социально – коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.
Уникальность данного планшета в его много вариантности. Планшет можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей воспитателя.
В данной разработке соблюдается следующая система дидактических принципов:
– принцип психологической комфортности (создается предметно – пространственная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);
– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);
– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное “открытие” его детьми);
– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Работу с планшетом надо начать со знакомства. Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.
Показать, что можно сделать (фигуры, предметы, насекомые, и тд). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.
Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка. Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца).
В общем и целом, хочется сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа с данным планшетом способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевое развитие и развивает мелкую моторику рук. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Литература:
1. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
2.. Лиштван 3. В. Формирование тонких движений рук у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология,№ 1, 2003
3. Швайко Г. С. игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : «просвещение», 2001.