Получи документы

Развитие речи дошкольника в процессе экологического воспитания

Надежда Грачёва
Развитие речи дошкольника в процессе экологического воспитания

«Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» В. А. Сухомлинский.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Публикация «Развитие речи дошкольника в процессе экологического воспитания» размещена в разделах

Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование всех основных психических процессов и личности в целом. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры.

Природа окружает ребенка с ранних лет. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.

Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

В своей работе по развитию речи детей мы выделяем несколько моментов: обогащение и активизация словаря; развитие диалогической речи; развитие монологической речи; индивидуальная работа с детьми.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово является для них новым.

Во время наблюдения воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Воспитатель должен научить детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией. Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски синие и желтые – вводим в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

Начиная со средней группы можно давать детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения является главной целью. Задания постепенно усложняются: подбор к существительным прилагательных и глаголов, синонимов и антонимов, обобщающих слов, придумывание конца предложения, составление предложений с сочинением и подчинением.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, и причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например: «Когда снег мокрый, из него можно лепить», «Когда мороз, снег сухой и скрипит», «Зимой, если тепло, снег идет хлопьями», «Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки», «Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло», «Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад». Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь.

Диалогическая речь детей развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.

Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития. Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, лучше начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи.

Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин помогает развивать речь детей. Даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать.

Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи.

Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе; сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин;

2. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года и описание пейзажной картины;

3. описательный рассказ о сезоне в целом, описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы.

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный сюжетный рассказ можно использовать такой прием, как анализ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».

В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания Доклад на районном семинаре на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Развитие личности дошкольника в процессе общенияРазвитие личности дошкольника в процессе общения Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности.

Развитие познавательной активности воспитанников подготовительной к школе группы посредством экологического воспитания В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания» Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания» Актуальность выбранной темы. Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной.

Презентация «Сенсорное развитие младшего дошкольника в процессе изодеятельности на примере декоративного рисования» Важную роль в сенсорном развитии детей играет декоративное рисование. С помощью декоративного рисования уточняются и обогащаются представления.

Презентация «Развитие познавательной активности в процессе экологического воспитания через экспериментирование» В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Мы хотим видеть наших воспитанников.

Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания. Разнообразный труд в природе доставляет.

«Осенняя корзина». Художественно-эстетическое развитие в контексте экологического воспитания дошкольников 4–5 лет Тема: «Осенняя корзина». Художественно – эстетическое развитие в контексте экологического воспитания дошкольников 4-5 лет. Цель: Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольника в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 21:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД