Получи документы

Развитие речи как один из компонентов интеллектуальной готовности к школе

Ирина Борисова
Развитие речи как один из компонентов интеллектуальной готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Бывает, что к поступлению ребенка в школу обнаруживаются пробелы. Как определить, есть ли таковые в развитии речи вашего ребенка? Придется учесть несколько моментов:

1. Умение правильно (без искажений) произносить все звуки.

2. Достаточный объем активного и пассивного словаря.

Публикация «Развитие речи как один из компонентов интеллектуальной готовности к школе» размещена в разделах

3. Грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу).

4. Способность вести диалог.

5. Умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.

Если вам самостоятельно не удается оценить объективно данные показатели, то обратитесь к специалисту – логопеду.

Как показывает диагностика, дети, посещающие дошкольное учреждение, умеют составить рассказ по серии сюжетных картин, пересказать прослушанное произведение при незначительной помощи взрослого, умеют вести диалог со взрослыми и сверстниками. Однако при этом их активный и пассивный словарь, как правило, снижен. Это влияет на уровень развития понятийного мышления, влечет за собой трудности в выражении своих мыслей. Т. е. при объяснении значений слов дети чаще всего начинают описывать предмет или называть его отдельные признаки, говорят функцию или назначение, не могут отнести простые по значению слова к определенной категориальной группе, обобщить (например, что машина – это транспорт). Так же особое затруднение вызывает следующее: объяснение доступных ребенку абстрактных понятий (например, смелость, огорчение и т. п.); объяснение доступных ребенку прилагательных и глаголов (например, отважный, мужественный, связать, объединить и т. п.).

Что делать? Расширяем запасы… Когда речь заходит о словаре, чаще всего мы представляем школьный толковый и орфографический словарь. В действительности же развитие словарного запаса ребенка – занятие трудоемкое.

Начните с существительных. К любому предмету (чайник, стул, кресло, машина) ребенок должен назвать части (детали) каждого. Чем больше, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам позволено, это указать ребенку на ту или иную часть (деталь). Ее название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сидение, «куда грузят» (кузов, «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Еще хуже, ели ребенок называет кофейник чайником, стул – креслом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Существую целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки, ребенок легко запомнит названия различных предметов, их детали и части. Картинки можно разбить по темам: мебель, одежда, обувь, транспорт и т. д. Берите тему и прорабатывайте ее в течении 2-х недель. После таких занятий ребенок не только запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо одним словом сказать, что такое сливы, яблоки, апельсин, он без запинки ответит – фрукты.

Помимо предметного словаря, нужно формировать словарь признаков. Обычно, дошкольник в возрасте 6-7 лет на вопрос: «Какой цветок?» начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий, хрупкий» и т. д. А если это ему не удается? Снова берем иллюстрации и картинки и развиваем умение называть признаки предметов. Здесь нелишне вспомнить о материалах, из которых они сделаны: кубик – пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный; ручка – деревянная, металлическая, пластиковая; варенье – клубничное, вишневое.

Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Еще интереснее определять, чей хвост у зайца, чья лапа у лисы, чье ухо у волка. Возможно, ребенок справиться с заданием, сказав: «Заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо». Но очень часто дошкольники сотворяют нечто невероятное: зайчиный, зайчачий, лисина, лисиная, волчачье, волчиное. При подобном раскладе придется немало потрудиться, пока в памяти ребенка не закрепятся правильные формы данных прилагательных. Поиграйте в игру: «Чей хвост (лапа, ухо, глаза?» Здесь, помимо прилагательных, можно вспомнить названия зверей, птиц, насекомых, а также названия их детенышей.

Обратите внимание на глаголы. Проследите, не путает ли ребенок близкие по звучанию и значению слова: пришивает – вышивает – перешивает – зашивает – сшивает; лепил – слепил – прилепил – облепил – залепил и т. д.

Тренируйтесь с ребенком называть слова-действия. Карандашом рисуют, чертят, раскрашивают, штрихуют; кошка мяукает, лакает, сидит, бежит, царапается; малыш шалит, плачет, играет. Подобное упражнение выполнять как без наглядной основы, так и с использованием картинок. Глагольный словарь хорошо развивать, используя тему «Профессии». Повар (что делает) варит, режет, чистит, шинкует; продавец взвешивает, продает, фасует и т. д.

И, наконец, нужно знать, что развитие словаря является основой для формирования понятийного мышления. В связи с этим можно обозначить несколько важных моментов, которые необходимо учитывать на занятиях и в играх с детьми старшего дошкольного возраста.

Необходимо следующее:

Учить анализировать предметы и явления, выделять существенные признаки

• Развивать способности к обобщению и классификации на вербальном уровне (учить находить сходства и различия, объединять и распределять слова по группам без наглядной основы)

• В словесных упражнениях и играх использовать не только существительные, обозначающие конкретные понятия, но и доступные детям абстрактные понятия, а также глаголы и прилагательные

• При чтении литературных произведений просить объяснить то или иное знакомое слово (сильный человек – это какой, смелый человек – это какой, что такое беда или что такое неправда и т. д.)

• Учить последовательно излагать свои мысли

• Расширять кругозор ребенка не только чтением книжек и энциклопедий, но и непосредственными впечатлениями от поездок за город, в гости; походов в театр, кино, на выставки и т. д.

Не нужно надеяться на «авось», что все само собой восстановится, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами по себе, а речь и мышление сформируются без вмешательства извне.

Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказке.

Литература:

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. : Питер Пресс, 2007.

2. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.

Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи как один из компонентов интеллектуальной готовности к школе
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 10:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи как один из компонентов интеллектуальной готовности к школе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Борисова (УИ 288299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД