Ира Дубинина
Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр.
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни наших детей не так много праздников, поэтому мне всегда хотелось создать в своей группе предпосылки для детской радости, веселья, игры, для эмоционального комфорта. Каждый педагог знает, что чем младше ребенок, тем больше его поведение зависит от эмоций. Я заметила, как дети были рады, когда я показывала им кукольный театр. Они охотно включались в игру, отвечали на вопросы кукол, выполняли их просьбы, давали советы. Они смеялись и грустили вместе с персонажами, были всегда готовы прийти им на помощь.
Публикация «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Такая театрализованная игра объединяла детей общей идеей, переживаниями, позволяла каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, воображения, речи.
Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Прочитанное становится понятным младшим дошкольникам, если оно достаточно хорошо иллюстрировано, поэтому я стараюсь использовать настольный театр, на фланелеграфе, пальчиковый, кукол бибабо, активно привлекаю к показу детей. Уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений рук. Для определения уровня развития речи детей я использовала следующий метод: ребенка просила показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, – то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и мышления затруднено.
выше развита двигательная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше трудностей ребенок будет испытывать, когда будет учиться писать.
Пальчиковые игры помогают формировать словесную речь, налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта. Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности собственного тела.
Я стараюсь одновременно создавать зрительные образы, демонстрировать способы их эмоциональной выразительности и игры. Сначала сама читаю текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того, как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает. Когда ребенок достаточно хорошо усвоит текст, поощряю его за точность изложения. Читая песенки или стихотворения, подключаю детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге, имитировали, интонацию, движения персонажей.
Чтение произведений всегда сочетаю с мимикой, поэтому стараюсь заучивать тексты наизусть, а не использовать постоянно книгу или аудиозапись. Прежде, чем учить детей средствам выразительности, порой задумываюсь: обладаю ли я сама в совершенстве этими средствами? Работаю над собой, поскольку являюсь образцом для детей. От этого зависит понимание ими произведения, его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, выразительность их высказываний.
С младшей группы начинаю использовать небольшие упражнения: например, после прочтения и показа сказки «Теремок» предлагаю детям попроситься в теремок, как волк, зайка, лягушка и т. д. При этом стараюсь использовать загадки о животных.
Проводила конкурс «Кто лучше?», где предлагала детям попробовать действия героев самим, привлекала внимание к лучшему исполнению. Это доставляло детям радость, кроме того, у них формировались необходимые умения. В следующий раз предложила ребятам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Использую упражнения в произнесении самых привычных слов с различной интонацией: например, произнести слово «здравствуйте» радостно, приветливо, угрюмо, грустно, шепотом, громко и т. д.
Часто использую такой прием: выбираю четверостишье и читаю его детям с разными интонациями: удивленно, насмешливо, радостно, грустно. Это очень нравится детям, после чего они с удовольствием подражают мне.
Интересны детям упражнения, развивающие мимику и пантомимику. Пользуясь этим, предлагаю им назвать проявленную эмоцию соответствующим словом, а затем изобразить удивление, радость, страх. Например, зайчика угостили сладкой морковкой – радость, из-за куста появился зубастый волк – страх.
Для развития пантомимических средств выразительности использую упражнения на память физических действий: моем посуду, подметаем пол, едем на велосипеде, бросаем мяч. По прежнему много внимания уделяю пальчиковым играм, провожу с детьми пальчиковые игротренинги.
Театр – это всегда игра. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в сильного Медведя, смелого Петушка, а из капризной девочки – в трудолюбивую Машеньку. Ребенку необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Я считаю, что ради всего этого стоит потрудиться.