Папки-передвижки

Занятие по развитию грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по лексической «Посуда»

Елена Виноградова
Занятие по развитию грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по лексической «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по лексической теме «Посуда»

(старшая возрастная группа)

Цель:

Развитие грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по лексической теме «Посуда»

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

• уточнить и расширить представления о посуде;

Публикация «Занятие по развитию грамматического строя речи, Образование относительных прилагательных по лексической „Посуда“» размещена в разделах

• формировать понятия «чайная», «кухонная», «столовая посуда»;

• уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Посуда»;

• упражнятьв образовании относительных прилагательных по лексической теме «Посуда»;

• учить подбирать слова-действия к словам-предметам;

• закрепить навык практического употребления слов-антонимов;

• учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам;

• упражнять детей в правильном употреблении предложно-падежных конструкций;

• закреплять навык употребления в речи пространственных предлогов и наречий.

Коррекционно-развивающие :

развивать пространственные представления;

развивать сенсорную компетентность;

развивать зрительное восприятие и память;

развивать фонематический слух, чувство ритма;

развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память;

развивать общую и мелкую моторику, координировать речь и движения.

Воспитательные задачи:

• воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;

• воспитывать эмоциональную восприимчивость;

• формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.

Оборудование: магнитофон и аудиозаписи, магнитная доска, предметные картинки, муляжи, контейнеры, посуда, мешочки с крупой (рис, греча, манка).

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся к героям мультипликационного фильма. Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь».Вы догадались к кому мы идем?

2. Основная часть

Жили-были Маша и Медведь. Жили, не тужили. Наступила зима, Мишка залег в зимнюю спячку, а Маша стала хозяйничать. Пришла Маша на кухню, захотела достать кастрюлю, всю посуду с полок уронила, да поленилась на место поставить. Эх, Маша, играй, играй, да дело знай. Ребята, поможем навести порядок?

2.1Д/И «Расставим кухонную посуду»

Логопед. Вот полки: верхняя, средняя, нижняя. Расставим посуду на свои места. Катя, положи поварешку на верхнюю полку, слева. Катя, куда ты положила поварешку? (Я положила поварешку на верхнюю полку, слева). Далее дети расставляют посуду по инструкции логопеда (поставить на верхнюю полку, справа; между кастрюлей и чайником; на полку под кастрюлей и т. д.) Молодцы, все правильно сделали. Что находится между кастрюлей и чайником? Где стоит кастрюля? Для чего нужна кастрюля? (Ответы детей)

Логопед. Посуда, которая служит для приготовления пищи, называется кухонная. Коля, как называется посуда для приготовления пищи?

2.2. Логопед. Надо бы нам и на столе навести порядок.

Д/И «Сравни и разложи»

Дети подходят к столу, каждому предлагается карта с 3 картинками с изображениями предметов с различной степенью выраженности признака (веса, ширины, длины и др.)

Логопед. Необходимо разложить картинки по порядку (от самого легкого предмета к самому тяжелому, от самого мягкого к самому твердому, от самого холодного к самому горячему, от самого низкого к самому высокому, от самого большого к самому маленькому, от самого темного к самому светлому, от самого мелкого к самому глубокому, от самого прочного к самому хрупкому)

Катя, разложи картинки с изображением предметов от самого холодного к самому горячему: мороженое, лимонад, чай. Что самое холодное? Что самое горячее? (Ответы детей)

Молодцы! Для Маши вы показали хороший пример.

2.3. Захотела Маша манную кашу сварить, пришла в кладовку, а там, у медведя, разная крупа припасена. Искала-искала, да выбрать так и не смогла. Давайте, посмотрим, что же у Медведя в кладовке. (овощи, фрукты, мед, варенье) Чем полезны морковь? Чеснок?

( Аудиозапись голоса Маши: «Кашу! Кашу! Кашу!») Маша просит кашу.

Из чего нам ее приготовить? Давайте посмотрим, какие крупы есть у Медведя. Дети достают короб с мешочками круп. Это какая крупа? (Греча) Какая она на ощупь (по цвету, по форме, по размеру (Ответы детей) Как называется каша, приготовленная из гречи? (Гречневая) Из риса? (Рисовая) Из манки? (Манная).

Давайте выберем в пакетиках манку и положим ее в кастрюлю, чтобы приготовить манную кашу. (Дети на ощупь определяют в маленьких закрытых мешочках манную крупу и складывают ее в кастрюлю)

2.4. Пальчиковая гимнастика

Дети кашу наварили,

Машу кашей накормили.

Положили кашу:

Маше – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

2.5. Логопед. У Медведя есть ложки, музыкальные немножко. Слушайте, не зевайте,за мной повторяйте.

Бум-бум-бум (логопед стучит в ложки с изменением темпа и ритма, дети повторяют)

2.6. Дайте, дети, мне ответ, так бывает или нет?

- Ложка - деревянная, а чайник – металлический,

- стакан - резиновый, а мяч - стеклянный,

- в кастрюле - жарят, а на сковороде - варят,

- мороженое - горячее, а огонь – холодный,

- салфетка - деревянная, а стол - бумажный,

- орех - жидкий, а кефир-твердый,

- сахар-горький, а лук-сладкий.

- яблоко - полезное, а лимонад- вредный.

2.7. Аудиозапись со звуком бьющейся посуды.

Логопед. Дети, что это происходит? Что-то у нашей маленькой хозяюшки опять не получается….

Не понравится Мишке такое обращение с посудой. Что же придумать, чтобы мишка не огорчился? Когда-то Мишка выступал в цирке и у него сохранился волшебный ящик. Соберем посуду по частям, и положим ее в волшебный ящик, может, произойдет чудо?

Д/И «Собери целое из частей». Дети собирают разрезную картинку.

Логопед. Катя, что, ты собрала? собрала супницу).После того, как дети собрали из частей картинку с изображением предмета посуды, кладут все в волшебный ящик и произносят заклинание:

1,2,3,4, 5 начинаем колдовать,

Руками – хлоп,

Ногами- топ,

По коробке постучим,

Что в коробке?

Поглядим!

Затем открывают коробку и достают из нее посуду.

Логопед. Была посуда битая, а стала…. целая. Почему посуда требует осторожного обращения? Кружка сделана из керамики, значит, она какая? (Керамическая). Из чего сделан стакан? Из стекла. Значит, он какой? (Стеклянный) и т. д. Посуда отличается не только по материалу, из которого она сделана, но и по внешнему виду.

2.8. Д/И «Скажи наоборот» (компьютерная игра с изображением столовой посуды)

Логопед. Дети, для чего нам нужна эта посуда (показывает на стол со столовой посудой (Посуда нужна, чтобы из нее кушать). Правильно, эта посуда нужна для приема пищи, называется она - столовая. Катя, как называется посуда, которая нам нужна для приема пищи? (Столовая посуда).

2.9. Логопед. Любят Маша с Медведем попить чаю. Есть у Медведя чайные сервизы, но они перепутаны. Предлагаю собрать вам чайные сервизы. (Дети собирают два разных чайных сервиза с узором по образцу). Дети, как называется посуда для чаепития? (Чайная).С чем можно пить чай?Из чего можно приготовить варенье? А из чего Маша готовила варенье для Мишки?

2.10. Давайте и мы приготовим для Маши и Медведя особое, необычное варенье. (Под аудиозапись «Песенка про варенье» дети берут кастрюли, муляжи продуктов, варят варенье).

Катя, из чего ты сварила варенье? Значит, оно какое?

Молодцы! Всем на удивленье приготовили варенье!

3. Итог

Логопед. Здорово мы сегодня потрудились! Пусть у Маши пока еще не все получается, но она очень старается для своего большого друга.

Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться. Какую посуду мы расставили на полки? А какую посуду мы превратили из разбитой в целую?

Молодцы! Кончил дело, гуляй смело!

Аудиозапись «Хлопаем в ладоши!». Музыкальная импровизация.

Далее логопед предлагает детям раскраски с изображениями любимых мультипликационных героев.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «В гостях у Федоры». Лексическая тема «Посуда» Цели: 1. Расширение и обогащение словарного запаса по теме «Посуда». 2. Совершенствование грамматического строя речи: - образование и правильное.

Самоанализ итогового занятия «Поможем бабушке Федоре» (старшая логопедическая группа) Самоанализ итогого занятия Конспект занятия ООО «Газпром добыча Надым» Управление по эксплуатации вахтовых посёлков логопед детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по лексической «Посуда»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 10:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных по лексической «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Виноградова (УИ 287832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД