Папки-передвижки

Развитие речи у неговорящих детей в процессе развития предметно-практической деятельности

Мария Маршалко
Развитие речи у неговорящих детей в процессе развития предметно-практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Актуальность темы. Развитие речи и речевого общения у неговорящих детей является одной из важнейших задач учреждения, так как диалог является одной из форм речевого общения, благодаря которому дети общаются с взрослыми и сверстниками.

Публикация «Развитие речи у неговорящих детей в процессе развития предметно-практической деятельности» размещена в разделах

Ученые Приходько О. Г., Громова О. Е. указывают на необходимость применять предметно-практическую деятельность, побуждающую ребенка заниматься развитием речи. Предметно-практическая деятельность - это фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность и речь ребенка.

Значению предметно-практической деятельности у неговорящих детей, посвящены работы Гаркуши Ю. Ф., Громовой О. Е., Чиркиной Г. В. и др. Они выявили, что правильная речь – важнейшая предпосылка полноценного развития ребенка, его социальной адаптации. Устранение нарушений необходимо проводить в более ранние сроки [41, c.369].

Проблему развития речи предметно-практической деятельностью изучали многие педагоги, психологи и методисты: Азарова Л. Н., Барышева Т. А., Березина В. Г., Веракса Н. Е., Выготский Л. С., Галин А. Л., Гладилина И. Д., Дмитриева В. С., Дьяченко О. М., Жуковская Р. И., Ильин Е. П., Николаенко Н. Н., Симановский А. Э. и другие.

Цель - изучить развитие речи у детей в процессе предметно-практической деятельности.

Задачи:

1) изучить теоретические основы развития речи у неговорящих детей в процессе предметно-практической деятельности.

2) рассмотреть формирование у детей предметно-практической деятельности.

3) провести экспериментальное исследование влияния предметно-практической деятельности на развитии речи у неговорящих детей;

4) изучить комплекс упражнений организации процесса предметно-практической деятельности, направленной на развитие речи у неговорящих детей.

5) провести сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Объект исследования - процесс изучения развития речи у неговорящих детей.

Предмет исследования - выявление особенностей развития речи у неговорящих детей в процессе предметно-практической деятельности.

Методы научного исследования, использованные в процессе написания :

- анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы;

- изучение и наблюдение за воспитательной практикой;

- планирование и проведение эксперимента;

- анализ полученных экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость: заключается в теоретическом обосновании и практическом подтверждении использования организации процесса предметно-практической деятельности, направленного на развитие речи у неговорящих детей.

Практическая значимость: теоретические выводы и практические результаты могут быть использованы на практических и семинарских занятиях.

Для изучения эффективности комплексной программы организации процесса предметно-практической деятельности, направленной на развитие речи у неговорящих детей было проведено экспериментальное исследование.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «РАДУГА». Адрес: Республика Крым, город Керчь, улица Кирова, дом 97.

В эксперименте принимали участие 20 детей : 10 человек ( психолого-педагогическая характеристика: с интересом выполняют задания, но приходится неоднократно повторять инструкцию, также допускают ошибки из-за невнимательности; логопедическое заключение: задержка речевого развития I степени) контрольная группа и 10 человек ( психолого-педагогическая характеристика: легко заинтересовать, но быстро охладевают к работе, а также с трудом овладевают необходимым объемом знаний; логопедическое заключение: сенсорная аллалия (характеризуется тем, что ребёнок не понимает чужую речь, но при этом он может слышать, издавать звуки и выговаривать простые слова) экспериментальная группа. Возраст детей от 4 до 6 лет.

Цель экспериментального исследования: изучить и определить влияние программы организации процесса предметно-практической деятельности на развитие речи у неговорящих детей.

Задачи исследования:

1. Определить методы развития речи у неговорящих детей.

2. Разработать и применить программу организации процесса предметно-практической деятельности.

3. Провести количественную и качественную обработку, и расшифровку результатов исследования, в контрольной и экспериментальной группах.

Исследование проводилось в 3 этапа:

- на первом этапе была установлена база исследования, выбраны методики исследования, разработаны занятия для развития речи у неговорящих детей;

- на втором этапе была применена комплексная программа организации процесса предметно-практической деятельности, направленная на развитие речи у детей;

- на третьем этапе приобретенные результаты были подвергнуты качественному анализу расшифровки [27,с. 11].

Для исследования уровня развития речи были использованы следующие методики:

1. Гаркуши Ю. Ф. «Методика логопедического обследования детей в условиях диагностических групп». Диагностика содержит задания для обследования импрессивной и экспрессивной сторон речи.

[https://poisk-ru.ru/s61400t2.html, https://poisk-ru.ru/s61401t2.html].

2. Методика Разенковой Ю. А., позволяющая исследовать понимание речи детьми, понимание предложно-падежных конструкций и предлогов; формирование слухового внимания, памяти, активной речи детей.

[https://www.studmed.ru/razenkova-yu-a-logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-ranniy-vozrast-_dfc299ea260.html].

3. Методика Стребелевой Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей». Обследование осуществляется только в индивидуальном порядке. С учетом психофизиологических особенностей детей принималась во внимание кратковременность процедуры обследования. Во время обследования максимально использовались возможности ребенка.

[https://www.edu21.cap.ru/Home/12392/knigi/strebeleva.pdf].

Данный набор методик позволил мне получить представление о речевом и познавательном развитии детей, которые участвовали в эксперименте.

Проведя эксперимент, я пришла к выводу, что данной категории детей необходима коррекционно-развивающая помощь для развития речевой активности.

На основании этого был предложен коррекционно-развивающий комплекс, в котором предметно-практическая деятельность будет использоваться в качестве главной.

Комплекс упражнений по организации процесса предметно-практической деятельности, направленный на развитие речи у неговорящих детей предусматривала решение следующих задач:

1) Образовательные:

- формирование условий для развития речи детей у неговорящих детей;

- знакомство детей с различными методиками развития речи.

2) Коррекционно - развивающие :

- развитие речи у неговорящих детей;

- развитие положительной атмосферы в коллективе;

- развитие логики и мышления;

- развитие коммуникативных умений.

3) Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к другим детям;

- воспитание ответственности.

Комплекс упражнений включает три этапа:

1. Ориентировочный этап. Цель: знакомство с участниками, создание благоприятного психологического климата, изучение актуального уровня развития речи у неговорящих детей.

2. Коррекционно-развивающий этап. Цель: развитие речи у неговорящих детей.

3. Завершающий этап. Цель: выявление динамики развития речи у неговорящих детей.

Основу комплекса упражнений составляет тематическое планирование, что позволяет обеспечить более концентрированное изучение материала. Так же это способствует расширению активного словаря детей с последующим использованием при общении.

Предметно-игровые упражнения, используемые в процессе эксперимента :

Игра «Кукла» направлена на вызывание у ребенка интереса к игрушке и действиям с ней. Предлагаете выполнить с ней предметно-игровые действия, показываете, как играть с куклой, например: ляля ходит «топ-топ»; открывает/закрывает глаза; здоровается, подает руку «привет».

Игра «Воздушные шары» направлена на установление и поддержание контакта с ребенком, на вызывание у него интереса к совместной деятельности. Показываете ребенку надутый воздушный шарик, толкаете его вверх, затем ловите, предлагаете поиграть вместе.

Игра «Построим дорожку» направлена на формирование интереса к строительным играм, предметно-игровых действий по подражанию.

- Смотри, какая красивая кукла.

Она пойдет к тебе по дорожке.

Давай построим ей дорожку.

Бери только такие кирпичики.

Ставь, как я.

Кукла идет – топ-топ.

Повтори - топ-топ.

Кукла идет по кирпичикам.

Игра «Поехали, поехали» позволит ребенку отдохнуть; направлена на вызывание интереса к речевым звукам и произнесению слов по подражанию. Усаживаете ребенка на свои колени лицом к себе, приговариваете потешку:

«Поехали, поехали с орехами, с орехами

Поскакали, поскакали с калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку, по кочкам, по кочкам.

В ямку - бух!»

Повторите игру, задерживая произнесение слова «бух», давая ребенку возможность самому сказать это слово.

Таким образом, правильная организация коррекционно-развивающего комплекса упражнений (целенаправленное и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка) позволит ребенку адаптироваться в детском коллективе и заложит основы для его дальнейшего развития.

Полученные в ходе исследования результаты развития речи у неговорящих детей до применения предложенного комплекса упражнений мы можем увидеть на следующих слайдах.

Как видно из этого слайда приложения 3 на высоком уровне нет никого, на среднем уровне 3 человека – 30%, на низком уровне 7 человек – 70 %. То есть, многие из детей в контрольной группе не справились с заданиями самостоятельно, некоторые даже не выполнили задания с помощью взрослых.

На следующем слайде приложении 4 видно, что на высоком уровне нет никого, на среднем уровне 1 человек – 10%, на низком уровне 9 человек – 90 %.

Обобщенные результаты констатирующего этапа исследования представлены на данном графике. приложении 5.

Обобщив данные, полученные в ходе констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод, что в двух группах не оказалось детей с высоким уровнем развития речи. Подавляющее большинство детей имеют низкий уровень речи.

После проведения контрольного этапа исследования было проведено повторное обследование с целью выявления динамики развития речи детей в контрольной и экспериментальной группах, результаты представлены в следующих слайдах. 6,7 и 8.

В данном слайде приложении 6 видно, что результаты улучшились, но незначительно.

Показатели уровня развития речи детей на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе, как видно в слайде приложении 7 на высоком уровне 6 (60 %) человек, на среднем 4 (40%) человека, на низком ни одного человека.

Обобщенные результаты контрольного этапа исследования представлены на данном графике. в приложении 8.

Таким образом, можно сделать вывод, что после применения комплекса упражнений с применением предметно-практической деятельности по развитию речи у неговорящих детей результаты исследования в экспериментальной группе значительно улучшились. Предложенный комплекс упражнений по организации процесса предметно-практической деятельности оказал положительное влияние на развитие речи детей.

ВЫВОДЫ

Предметно-практическая деятельность играет огромную роль в развитии личности дошкольника, обеспечивая зону его ближайшего развития. Она способствует всестороннему развитию его личности и направлена на психическое и эмоциональное благополучие ребенка.

Роль предметно-практической деятельности в развитии речи дошкольника раскрывается через ее функции. Ведущей среди них является развивающая функция. По мнению Гогоберидзе А. Г., развивающая функция способствует саморазвитию и самореализации дошкольников.

Развитие речи невозможно без создания предметно–пространственной деятельности, организация которой несет эффективность педагогического воздействия, направленного на формирование у детей познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы через речевую активность.

Правильно организованная предметно-практическая развивающая деятельность создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Список литературы:

1. Лук А. Н. Психология творчества. М. : Наука, 2018. 125с.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Айрис-пресс, 2017. 369с.

3. (https://poisk-ru.ru/s61400t2.html,https://poisk-ru.ru/s61401t2.html, 15.04.2020).

4. (https://www.studmed.ru/razenkova-yu-a-logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-ranniy-vozrast-_dfc299ea260.html, 15.04.2020).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие речи в процессе дидактической игры «Морские жители»Развитие речи в процессе дидактической игры «Морские жители» Цель игры: развитие активного словаря у детей с ТНР. Задачи: - формирование активного словаря; - развитие пространственного словаря у дошкольников;.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у неговорящих детей в процессе развития предметно-практической деятельности
Опубликовано: 2 мая 2024 в 10:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у неговорящих детей в процессе развития предметно-практической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Мария Маршалко (УИ 3343819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД