МААМ-картинки

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин

АННА Брудер
Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин
▼ Скачать + Заказать документы

Задания:

1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Публикация «Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин» размещена в разделах

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например, «Девочка купает куклу».

К четырем годам предлагаются серии из 4-5 картинок. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.).

Детям в возрасте 4-5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающие типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазине, поход в зоопарк или в лес и т. п., В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций.

Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей; наблюдаемыми событиями; сказочными ситуациями или литературных произведений, не знакомых детям и пр.

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой; по сюжетам литературных произведений, уже знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

Время игры с серией картинок, не должно превышать для детей до 4-х лет – 5-6 минут, до 5 лет – 10 минут, до 7 лет – 15 минут.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют тексты коллективно (командами, при этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картинка, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картинка. Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными : открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные; открываются 1,3 и 5-я картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй и последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.

Проанализируем серию сюжетных картин для детского сада «Зайка и снеговик».

Программное содержание:

- Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.

- Учить строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

- Последовательно и грамматически правильно излагать содержание картин, понимать, в чем нереальность изображенных событий.

- Устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между явлениями природы.

- Актуализировать глагольный словарь.

- Уточнение и активизация словаря по данной теме.

- Формирование высших психических функций.

Оборудование:

Серия сюжетных картин «Зайка и снеговик», картинки др. серии, предметные картинки, сигнальные карточки с символами, поощрительные фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Ребята, любите отгадывать загадки? Тогда внимательно слушайте.

На дворе горой, а в избе – водой. (Снег.)

Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою,

но солнце ее припечет-заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Белое одеяло зимою укрывало. Солнце припекло – одеяло потекло.

(Снег.)

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?

(Весной).

- После какого времени года наступает весна? (Ответы детей.)

2. Постановка цели занятия.

- Отгадайте еще одну загадку:

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, руки - сучки,

Холодный, большой, кто я такой?

(Снеговик).

- Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, и у нас должна получиться интересная история о…ком? (Воспитатель вывешивает серию картин о зайце и снеговике.)

3. Рассматривание серии картин.

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что здесь происходит? (Ответы детей.)

- В какое время года это могло произойти? (Весной.)

-Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

- Правильно.

- Кого вы видите на картине? (Зайчика.)

- Что он делает? (Ответы детей.)

- Как заяц пытается достать морковку? (Ответы детей.)

- Что он придумал? (Принес лесенку.)

- Помогло это? (Ответы детей.)

- Как отнесся к этому заяц? (Ответы детей.)

- Что он почувствовал?

- Почему вы так думаете?

- Молодцы.

- Что произошло за время, пока заяц грустил? (Ответы детей.)

- Как изменился снеговик?

- Верно.

- Почему он начал таять и растаял? (Ответы детей.)

- Чем же все это закончилось?

- Как изменилось настроение у зайца? Почему вы так думаете?

4. Установление последовательности событий.

Используя сигнальные карточки и картинки другой серии, предлагается детям определить «Рассказ - не рассказ»

- Давайте поиграем. Подул ветер, все картинки перепутались, вам надо отметить правильный вариант рассказа.

1. Воспитатель переставляет картинки местами : - рассказ или не рассказ?

Почему?

2. Воспитатель убирает 1 или 2 картинки : - рассказ или не рассказ? Почему?

3. Вместо убранной картинки воспитатель ставит картинку из другой серии : рассказ или не рассказ? Почему?

4. Воспитатель предлагает детям выбрать из набора картинок те, которые имеют отношение к рассказу.

– Замечательно, вы отлично справились с заданием. А теперь отдохнем.

5. Физкультминутка.

Из серии «Расскажи стихи руками» (дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком и станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза…нос…метла…

Но солнце припечет слегка - увы! - и нет снеговика.

6. Подготовка к составлению рассказа.

Воспитатель убирает все картинки, кроме первой. Предлагает придумать начало рассказа.

Варианты: - была весна, ярко светило солнце…

- однажды весенним солнечным днем.

- как-то раз весной…

- Почему зайка не мог достать морковку? (Зайка был маленький, морковка была высоко, снеговик был высокий.)

- Как он пытался ее достать? (Прыгал, прыгал - не допрыгнул,

тянулся, тянулся – не дотянулся, доставал, доставал – не достал.)

2 картинка : - Что придумал заяц? (Принес, притащил, достал, нашел,

приставил лестницу, залез, взобрался.)

3 картинка : - Что случилось с зайцем? (Загрустил, опечалился,

пригорюнился, огорчился.)

- Почему зайка загрустил? (Ответы детей.)

4 картинка : - Какой здесь зайка? (Веселый, радостный, довольный.)

- Почему?

- Что случилось со снеговиком? (Таял, таял и растаял.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Что в картинках могло быть на самом деле, а что придумано?

- Замечательно. Ребята, как можно назвать этот рассказ? (ответы детей.)

7. Составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» (в вопросно - ответной форме с опорой на серию картинок.)

Упражнение «Составь предложение».

- Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить так, чтобы были слова «потому что», будьте внимательны.

- Почему прыгает зайка? (Потому, что хочет достать морковку.)

- Почему он хочет достать морковку? (Потому, что голоден.)

- Почему зайка не смог достать морковку даже с лестницей? (Потому, что он не дотянулся.)

- Почему зайка пригорюнился? (Потому, что лестница оказалась короткой.)

- Почему снеговик становился все ниже и ниже? (Потому, что он таял.)

- Почему зайке удалось полакомиться морковкой? (Потому, что снеговик растаял.)

- Почему солнышко так сильно припекало? (Потому, что была весна.)

8. Образец рассказа воспитателя.

- Послушайте какой рассказ у нас получился.

«Как-то раз весной бежал зайка в лес через поляну. Смотрит: снеговик стоит. А вместо носа у него – морковка. Захотелось зайке полакомиться морковкой.

Прыгал он, прыгал – не допрыгнул, доставал, доставал - не достал.

Тут зайка заметил возле дома лестницу. Притащил он лесенку, приставил к снеговику. Стал тянуться за морковкой. Тянулся- тянулся – не дотянулся, коротка оказалась лесенка.

Присел зайка возле снеговика и пригорюнился. Пока он горевал, из-за тучки выглянуло яркое весеннее солнышко и давай пригревать снеговика. Снеговик стал таять.

Он становился все ниже и ниже. Увидел это зайка, обрадовался. Тогда-то он и сумел достать морковку. Сидит зайка довольный. Морковка оказалась очень вкусной.

9. Самостоятельное составление рассказов детьми :

- Воспитатель предлагает детям рассказать рассказ.

1 - рассказывание - по цепочке, по каждой отдельной картинке.

2 – рассказывание – двумя детьми.

3 - рассказывание – одним ребенком всего рассказа.

10. Анализ рассказов.

Отмечаются языковые особенности составленных рассказов : составление грамматических норм речи, удачное употребление средств образной выразительности и т. д.

11. Итог.

Подсчет фишек, определение победителя.

Таким образом, последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа. Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности обращается внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий.

Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им :

- Освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам;

- Составить речевой текст как сопровождение к серии картинок;

- Осознать последовательность этапов работы.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

- Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

- Составить связанный краткий рассказ сюжета;

- Осознать и озвучить правила составления серии картинок (т. е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

Воспитатель должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

Итогом работы служит составленный ребенком рассказ-описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название, типа «Зимние забавы», «Красивый снеговик» и пр.

Работа с серией картинок решает конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий с картинками.

Но, кроме этого, работа с серией картинок решает и более серьезную задачу – формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

место действия;

время действия;

наличие действующих лиц;

наличие других предметов и лиц;

признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

наличие результата (положительного или отрицательного).

2. Определить программное содержание и вопросы к занятию по рассматриванию картин в зависимости от ее содержания и возрастных особенностей детей (группа на выбор)

Занятие по рассматриванию картины «Осень» (из серии «Наша Таня») во второй младшей группе.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

На занятиях по развитию речи широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина, «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности, поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть на нескольких примерах содержание занятий такого типа, методику их построения; выделить основные обучающие приемы, активизирующие связную речь детей.

Определим программное содержание и вопросы к занятию по картине «Осень» (из серии «Наша Таня»).

Ход занятия.

Воспитатель (показывает букет). Дети, что вы видите у меня в руках?

Дети. Желтые и красные листочки.

Воспитатель. У меня в руках букет осенних листьев. Кто собирал этот букет?

Дети. Мы! Мы!

Воспитатель. Где мы с вами собрали такой красивый букет?

Дети. В нашем саду.

Воспитатель. А теперь посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней?

Дети. Девочку.

Воспитатель. Что она несет в руке?

Дети. Желтые листья.

Воспитатель. Девочка несет букет осенних листьев. Она улыбается, радуется тому, что собрала красивый букет. Эту девочку зовут Таня. Как вы думаете, кому Таня несет желтые листья?

Дети. Она несет их маме.

Воспитатель. Конечно, этот букет она отдаст маме. А где Таня собирала желтые листья? Посмотрите внимательно на картину.

Дети. На дорожке, на траве.

Воспитатель. Таня собирала листья в саду на дорожке, на траве. (Показывает на картине.) Где еще лежат желтые листья?

Дети. На скамейке.

Воспитатель. Везде желтеют листья: на скамейке, на траве, на дорожке сада. Где еще много желтых листьев вы видите?

Дети. На деревьях.

Воспитатель. А на этом кусте есть желтые листья? (Показывает.)

Дети. Нет.

Воспитатель. Где же они?

Дети. Они упали на траву.

Воспитатель. Да, листья опали с кустов и деревьев. Смотрите: вот лист падает вниз. (Показывает.) Кругом много желтых листьев. А что это зеленеет в саду?

Дети. Елочка.

Воспитатель. Правильно. Когда же бывает так много желтых листьев?

Дети. Осенью.

Воспитатель. Значит, Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?

Дети. Тепло.

Воспитатель. Что надето на Тане?

Дети. Красное пальто с капюшоном. Колготки и ботинки.

Воспитатель. Почему Таня оделась потеплее?

Дети. Потому что холодно.

Воспитатель. Правильно, осенью становится холодно, вот Таня и оделась потеплее. Какие игрушки она взяла с собой в сад?

Дети. Куклу и машину.

Воспитатель. Как она играет с ними?

Дети. Она возит куклу на машине.

Воспитатель. А кто бежит рядом с Таней?

Дети. Собачка.

Воспитатель. Это щенок бежит рядом с Таней. А теперь, дети, послушайте рассказ о том, как Таня гуляла осенью в саду.

Наступила осень. В саду на деревьях пожелтели листья. Они опадают с деревьев и кустов и лежат на траве, на дорожках сада, на скамейке. Везде желтеют осенние листья. Только одна елочка зеленеет в саду.

Собралась Таня в сад погулять. Оделась потеплее: надела пальто с капюшоном, теплые ботинки. Взяла с собой куклу и машину. Вышла Таня в сад, посадила куклу в машину и стала катать ее по дорожке. А на дорожке, на траве — желтые листья. Захотелось Тане собрать красивый букет. Девочка быстро собрала много листьев. Несет Таня букет из желтых листьев, радуется: она отдаст его маме. А рядом с Таней бежит щенок, черненький, с белым пятном на лбу.

Весело Тане гулять осенью в саду. (Один мальчик поднимает руку.)

Воспитатель. Что ты, Юра хочешь сказать?

Юра. Я хочу рассказать стихотворение про осень.

Воспитатель. Мы слушаем тебя. (Мальчик читает наизусть стихотворение.)

Воспитатель. Юра вспомнил стихотворение про осень, про желтые и красные листья, про то, как дети для мамы собирают осенние листочки. Сейчас мы пойдем гулять в сад и каждый из вас соберет для мамы в саду желтые и красные листья.

Проанализируем структуру занятия.

Для того чтобы дети лучше поняли содержание картины, воспитатель проводит с ними предварительную беседу, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине. Педагог обращает внимание малышей на многокрасочный букет из осенних листьев. Это вызывает у детей оживление, определенный эмоциональный настрой, так как связано с яркими жизненными впечатлениями: они сами собирали осенью желтые листья и делали из них букеты.

Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины был логически последовательным и плавным. Вопросами «Кого вы видите на картине, «Что несет в руке девочка?» воспитатель переключает внимание детей на картину, сразу же выделив в ней центральный образ. Дети с интересом рассматривали девочку с букетом таких же осенних листьев, какие они сами собирали осенью.

Как уже отмечалось, вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. В данном случае вопросы педагога помогли малышам раскрыть настроение Тани - они увидели ее улыбку и поняли, почему девочка радуется.

Вопросы побуждали детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления («Куда же делись листья с кустов?»«Они упали на траву»). Анализ осеннего пейзажа проходил не в отрыве от действий героя, а в тесной взаимосвязи, что обеспечивало целостность восприятия картины. Вопрос «Где собирала Таня листья?» одновременно поддерживал интерес к главному персонажу и выделял новые аспекты картины.

Вопросом «Когда же бывает так много желтых листьев?», требовавшим от детей обобщающего ответа («Осенью», педагог закончил рассматривание основной части картины.

Переход от анализа одной группы фактов к анализу другой не нарушал целостности восприятия картины. «Таня гуляет в саду осенью. Как она оделась на прогулку?» — этими словами воспитатель переключил внимание детей на описание одежды девочки. Ребята смогли не только назвать предметы одежды, но и объяснить, почему осенью одеваются тепло.

С помощью вопросов воспитатель затем сосредоточил внимание детей на игрушках и игровых действиях героя.

Таким образом, последовательность задаваемых вопросов обеспечила целостность восприятия картины и помогла детям сделать правильный вывод: «Тане весело гулять в саду осенью».

Большую роль играли не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщали детские ответы и служили образцом построения предложений. Педагог не только синтезировал детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливал воздействие картины на детей. Он вводил в речь новые слова и словосочетания, показывал детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют, давал пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивала внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закреплялись в их памяти.

Занятие завершилось обобщающим рассказом педагога. Это дало детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения («В саду на деревьях пожелтели листья. Желтые листья опадают с деревьев и кустов. Кругом желтеют листья. Елочка зеленеет в саду» и др.).

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

Используемая литература

1. Белобрыкина О. А. «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

2. Гризик Т. И. «Развитие речи детей 5-6 лет», М. «Просвещение», 2006 г.

3. Сидорчук Т. А. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технологии ТРИЗ)», Москва, 2009 г.

4. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет», М, Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 г.

5. Ушакова О. С. «Программа развития речи дошкольников», ТЦ Москва, 2009 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по игрушке «Бюро находок». Развитие речи в процессе описания игрушки (средняя группа) Составление описательного рассказа по игрушке. «Бюро находок» Группа: средняя (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Конспект занятия по развитию речи «Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Называние действий и качеств предметов. Формирование навыков диалогической речи».

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности» МБДОУ ЦРР – детский сад «Лира» Методическое объединение воспитателей старшего дошкольного возраста Мастер – класс «Развитие диалогической.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» (Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие.

Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,.

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» Ахметзянова А. Н. 942у группа.

Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте Актуальность. Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а а также.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности».[/i] Согласно новым требованиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин
Опубликовано: 7 июля 2017 в 21:59
+146Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин» (включая файлы) размещена пользователем АННА Брудер (УИ 255967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД