Семячкина Галина
Развитие речи в играх по приобщению детей к основам финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Развитие речи детей происходит постоянно, во всех видах детской деятельности.
Публикация «Развитие речи в играх по приобщению детей к основам финансовой грамотности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
На 2023-2024 учебный год одной из годовых задач работы нашего детского сада определена задача введения в образовательную деятельность ДОУ основ финансовой грамотности. Как же осуществлять решение задач по речевому развитию при формировании у детей основ экономической культуры?
В качестве средства формирования основ финансовой грамотности чаще всего используются различные дидактические игры. Главной особенностью таких игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет педагогам эффективно решать как задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний, так и задачи по развитию речи, т. е. решать обе задачи интегративно. Таким образом, при знакомстве детей с основами экономической культуры через игру можно одновременно формировать и закреплять также и речевые навыки детей.
Формирование словарного запаса:
- предметный словарь (называние профессий, предметов труда, продуктов труда, инструментов, частей предметов и т. д.);
- глагольный словарь (называние трудовых действий);
- словарь признаков (качества и характеристики предметов, наречия «много», «мало», «дорого» и т. д.);
- употребление местоимений, числительных, наречий, служебных слов (предлоги, союзы, частицы, междометий;
- подбор антонимов (густой – жидкий, сырой – вареный, горячий – холодный, мягкий – твердый, плотный – рыхлый, крупный – мелкий и т. д.);
- подбор синонимов (штора – занавеска – портьера - гардина; маленький – небольшой – крошечный – малюсенький; идти – шагать – топать - брести);
- классификация, обобщение предметов;
- работа над многозначностью слова (зеленый, свежий, крепкий).
Например, слово «зеленый» имеет и цветовое значение, и значение «незрелый»; слово «свежий» означает и «только что изготовленный» (например, свежий хлеб, и «прохладный» (например, свежий ветер); слово «крепкий» может употребляться в значении «прочный, такой, что трудно сломать, разбить, порвать» (например, крепкий орех, крепкая веревка, а может употребляться для определения других свойств различных явлений (например, крепкий сон, крепкий мороз).
Формирование лексико-грамматического строя (грамматической структуры языка) :
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- согласование существительных с числительными;
- употребление падежных форм (игры «Что без чего?», «Кому что нужно?», «Чем пользовались при изготовлении?», «Кто кем работает?» и т. п.);
- образование относительных прилагательных («хлебный», «молочный», «овощной», «фруктовый», «мебельный», «обувной», «книжный», «спортивный», «цветочный», «деревянный», «железный», «стеклянный», «пластмассовый», «резиновый», «меховой», «шерстяной» и т. д.);
- употребление предложений разного типа, в том числе распространенных, сложносочиненных (с союзами «а», «но», «или», «только», «зато», «тоже») и сложноподчиненных (с союзами «что», «потому что», «для того чтобы», «чтобы», «когда», «как будто», «пока», «хотя», «так что», «как», с однородными членами, осложненных причастными и деепричастными оборотами и т. д.
В разговорной речи взрослых практически отсутствуют причастия и деепричастия (например, продающийся, продаваемый, продавая и т. п., соответственно, нет их и в речи детей.
Развитие навыков связной речи :
- повествование;
- описание предмета, события, явления, процесса (например, составление рассказа о профессии).
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это - яблоко, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Рассказ должен характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, быть логичным и развертываться в определенной последовательности. Речь ребенка должна быть содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Развитие навыков связной речи - важное условие овладения языком, его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.
Для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства.
Воспитание звуковой культуры речи. Работа с просодическими компонентами речи (темпо-ритмической и мелодико-интонационной организацией речи) :
- темп речи;
- плавность речи;
- ударение в словах;
- паузы в речи;
- интонация;
- сила голоса;
- громкость;
- логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов).
Развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка, правильное произношение, но и умение регулировать темп, громкость и т. п. Просодия рассматривается как комплекс элементов речи : мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общий темп, интонация, паузация, тембральная окраска, тон, ударение, ритм, речевое дыхание, что в целом влияет на общую понятность речи, ее восприятие.
Развитие диалогической речи :
- диалоги «покупатель» – «продавец», «поставщик услуг» – «клиент» и т. д.
В диалоге связность речи зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы другого. Обязанности по обеспечению связного диалога сначала выполняет взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок.
Воспитание интереса к художественному слову:
- чтение произведений художественной литературы по теме, рекомендованных основной образовательной программой.