Папки-передвижки

Развитие речи в играх с экологическим содержанием

Алла Клименко
Развитие речи в играх с экологическим содержанием

Развитие речи в играх

с экологическим содержанием.

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Развитие речи в играх с экологическим содержанием» размещена в разделах

К сожалению, у многих дошкольников отмечается бедность, неточность словаря, нарушения фонематической стороны речи и лексико-грамматической, недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Определённое значение в работе с такими детьми являются дидактические игры экологического содержания.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше "притесняется" : разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях, воздух.

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

«Цепочка».

Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Четвёртый лишний».

Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. дождь, снег, облако, роса;

3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4. корова, волк, овца, кролик;

5. трясогузка, паук, скворец, сорока;

6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7. ель, берёза, яблоня, осина;

8. лиса, свинья, лось, кабан

9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук и т. д.

«Береги природу».

Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т. д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

«Я знаю».

Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребё нок говорит: «Я знаю пять названий зверей и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птица, рыба, зверь».

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

«Сравни предметы»

Бросая или перекатывая мяч малышу, мама говорит:

«Апельсин большой, а арбуз еще …». Поймав мяч, ребенок должен сравнить эти фрукты и назвать сравнительное наречие : «… больше».

Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше)

Банан сладкий, а мёд ещё … (слаще)

Груша мягкая, а персик ещё … (мягче)

Шнурок длинный, а нитка ещё … (длиннее)

Яблоко твёрдое, а айва ещё… (твёрже)

Шарик лёгкий, а снежинка ещё … (легче)

Сумка тяжёлая, а чемодан ещё … (тяжелее)

Помните, что для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Приучите ребенка к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин, детский сад или в транспорте.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот дерево – оно высокое. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные деревья, красные цветы, красное небо, красное солнце, и пр.»

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает).

Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).

У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Весёлый счет».

При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

Таким образом, игры экологического содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрослыми и сверстниками, у них формируется умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологической речью.

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли. Развитие его самосознания и уверенности в себе:

во - первых, выражает свое отношение к окружающему,

во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи.

В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Развитие дыхания в мини-играх» Памятка для родителей «Развитие дыхания в мини - играх» Составитель: Учитель – логопед Асомадинова Д. В. 2019 Содержание 1. Дыхание.

Развитие речи дошкольников в играх Особенности развития речи ребенка 2-3 лет. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются.

Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано.

Картотека оздоровительных игр и упражнений с детьми второй младшей группы по экологическим макетам Месяц Тема недели Упражнение Приклады Сентябрь Времена года. Осень. Упражнения на развитие дыхания «Птичка, лети» Цель: развитие длительного.

Консультация для родителей «Что мы называем экологическим воспитанием»Консультация для родителей «Что мы называем экологическим воспитанием» Консультация для родителей «Что мы называем экологическим воспитанием» Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Можешь ты помочь живому,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края Администрация городского округа Саранск Департамент по социальной политике Управление образования Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Памятка для родителей «Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом» Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для.

Развитие речевой инициативы в театральных играхРазвитие речевой инициативы в театральных играх Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра,.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи дошкольников в играх» «Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень развития речи. Они рассказывают.

Стихотворения и пословицы с математическим содержанием Эта цифра – единица, Остроносая сестрица. Напиши ее сперва – Дальше будет цифра два. Двойка голову склоняет, Хвостик лентой расправляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи в играх с экологическим содержанием
Опубликовано: 11 июля 2019 в 10:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД