Мохова Татьяна Викторовна
Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов
Актуальность:Актуальность и значимость этой темы очевидны. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой, педагогический коллектив ориентируется на сотрудничество и партнёрство с родителями и ближайшими социальными институтами.
Публикация «Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Многие родители и другие члены семьи активно включаются в проводимую систематически образовательную работу с детьми.
В педагогической практике наблюдается ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется парциальностью, чёткими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьёй.
В современных условиях необходимо использовать поддерживающее, развивающее и продуктивное взаимодействие с родителями. Эти типы взаимодействия помогут решить актуальные проблемы воспитания и обучения детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в педагогический процесс как равноправных и равноответственных партнёров.
Обозначим ключевые проблемы современной семьи:
- сокращение времени общения и совместной деятельности;
- кризис семейного образа жизни;
- исчезновение трёхпоколенных семей;
- минимизация родственно – родительских связей;
- отсутствие уверенности в своих воспитательных умениях, в своих силах и возможностях.
Таким образом, анкетирование родителей и наблюдения за детьми показали, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение).
Существуют разные формы активизации родителей. Вся работа в нашем ДОУ строится в форме реализации плана совместной деятельности воспитателей и родителей.
Метод проектов – один из видов деятельности, который используется в воспитательно – образовательном процессе нашего детского сада. На мой взгляд – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Поэтому целью своей работы я поставила следующую:
Цель:создание условий для обеспечения систематической и последовательной работы в процессе реализации педагогических проектов для совершенствования качества работы по исследовательской деятельности при тесном взаимодействии с родителями.
Реализовать эту цель возможно при решении ряда задач.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес и потребность к активной исследовательской деятельности в условиях тесного сотрудничества со взрослыми.
2. Систематизировать работу по развитию родительской активности в процессе реализации педагогических проектов.
3. Расширить предметно – развивающую среду в группе.
4. Повысить уровень компетентности родителей по этой проблеме.
Для успешной реализации поставленных задач за основу взяла модель взаимодействия: воспитатель – дети – родители.
Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:
-способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Н. А. Виноградова);
-педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты (Л. Л. Тимофеева).
Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.
Основные этапы метода проектов :
1. Целеполагание: помощь педагога ребёнку в выборе наиболее актуальной для него задачи на определённое время.
2. Разработка проекта : составление плана деятельности по достижению цели.
3. Выполнение проекта : практическая часть.
4. Подведение итогов: определение задач для новых проектов.
Проекты в ДОУ можно классифицировать по следующим признакам:
-по составу участников;
-по срокам реализации;
-по тематике.
По составу участников проекты различают индивидуальные, фронтальные и групповые.
По срокам реализации проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В зависимости от доминирующей в проекте деятельности существуют разные виды проектов.
1. Исследовательские проекты. Дети проводят опыты, исследования, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок, к оформлению которых привлекаются родители. Проекты «Измерительные приборы», «Виды тканей», «Математические истории», «Моя родословная».
Например, в проекте «Моя родословная был достигнут следующий результат: дети больше узнали о семье и своих родственниках, правильно называли родственные отношения, наблюдалась заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества с детским садом.
2. Творческие проекты. После реализации проекта проводится оформление результата в виде детского праздника, к которому родители готовят атрибуты и костюмы для детей, сами становятся участниками праздника. Проекты «В гостях у Мойдодыра», «В стране дорожных знаков», «Красота спасёт мир».
3. Игровые проекты. Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята и родители входят в образ персонажей сказки, по – своему решая поставленные проблемы и задачи. Проекты «Сказка про Колобка», «История загадок».
4. Информационные проекты. Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы. Материалы используются для оформления группы, отдельных уголков. Проекты «Музыкальные инструменты», «Тайны планет», «Все профессии важны».
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности дошкольников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью было проведено родительское собрание «Метод проектов – это интересно», на котором объясняли родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывали об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Особый интерес у детей и родителей был вызван консультациями «Детская лаборатория», «Экспериментирование в домашних условиях», «Маленькие исследователи». Родители и дети были активными участниками тематической фотовыставки «Опыты дома».
Уголок экспериментирования в группе оснащён плакатами под общим названием «Лаборатория», к созданию которых творчески отнеслись многие семьи.
В ходе реализации проектов родителями изготовлены дидактические пособия и игры, детские костюмы и маски, макет улицы, на которой находится детский сад, дорожные знаки, модели транспорта, книжки – загадки, альбомы «Виды тканей», «Музыкальные инструменты», «Измерительные приборы», «Планеты», «Профессии» и многое другое.
Повторное анкетирование родителей показало, что значимость развития родительской активности в процессе реализации педагогических проектов очевидна.
Ожидаемый результат.
1. Сформированность у детей интереса и потребности к активной исследовательской деятельности в условиях тесного сотрудничества со взрослыми.
2. Систематизация работы по развитию родительской активности в процессе реализации педагогических проектов.
3. Расширение предметно – развивающей среды в группе.
4. Повышение уровня компетентности родителей по этой проблеме.
Перечень используемой литературы.
1. Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании» / Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2012г.
2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» / Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2008г.
3. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец «Проекты в работе с семьёй» - Москва, 2012г.
4. Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - Москва, 2005г.
5. Социально – педагогическое партнёрство дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методические рекомендации для педагогов ДОУ. Авт. - сост. З. Л. Венкова. – Кудымкар, 2013г.