Яна Зуева
Программа взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня родитель – это социальный заказчик содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.
В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество – общение на равных, когда нет привилегии указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому педагогический коллектив начал работу над следующей задачей: сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями. Миссия ДОУ: сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное.
Публикация «Программа взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
Цели программы : 1. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала. 2. Актуализация в общественном сознании поколения молодых родителей и старшего поколения потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Задачи программы :
1. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
2. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ».
3. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями.
4. Повысить эффективность работы по профилактике и предупреждению семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста
5. Совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.
Ожидаемые результаты
1. Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.
2. Гармонизация детско-родительских отношений.
3. Снижение риска семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
5. Оптимизация системы отношений ДОУ и семьи.
1. Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.
2. Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы.
3. В оказании комплексной психолого-педагогической помощи важна интеграция усилий всех специалистов без дублирования друг друга.
4. Текущая и перспективная деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствует интересам и социокультурным потребностям семьи ребенка; педагоги в общении с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей воспитанников.
5. Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как ребенка, так и его родителей.
6. Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с родителями; открытости и конфиденциальности отношений, сочетанию делового стиля общения на основе договоров с личностным стилем, в рамках которого нет запрета говорить, что видишь, чувствуешь, о чем думаешь.
7. В общении друг с другом важно следовать культуре выражения мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «В конфликте не прав тот, кто умнее»
8. Родителям предоставляется право в полной мере быть информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности его роста и развития.
9. Всеми педагогами и специалистами используются максимально разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь группы детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов.
10. Педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда пойти навстречу инициативным действиям семьи.
11. В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей, педагогов, конфиденциальному общению со специалистами. В детском саду организована консультативная помощь родителям, возможность пользоваться литературой по семейному воспитанию.
12. Работники дошкольного учреждения устанавливают связи с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку, а так же другими социальными институтами.
Принципы взаимодействия дошкольного коллектива с родителями:
- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
-принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
- принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы
Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и педагогическим коллективом.