Татьяна Пиляева
Развитие ручной умелости в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ручной умелости в семье (советы и рекомендации родителям)
У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы.
В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников?
Может быть в том, что родители стали меньше говорить со своими детьми, ведь многие из них страшно заняты на работе?. Да и сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).
Публикация «Развитие ручной умелости в семье» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
А ведь известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное - речь.
Огромная роль в развитии тонких движений пальцев рук принадлежит семье.
Очень важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, не только в детском саду, но и дома.
Поэтому предлагаю вниманию родителей игры и упражнения на развитие ручной умелости, которые они могут организовать с ребенком в домашних условиях.
Игры на кухне
• «Мамины помощники»
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением обеда или ужина. Малыш крутится возле Вас.
Предложите ему:
- перебрать горох, гречку, рис, пшено;
- пересчитать и разложить столовые приборы;
- составить узор или картинку из макарон;
- вылепить фигурки из теста;
- украсить бутерброды;
- придумать «вкусные» слова;
- назвать предмет, которым режут овощи, моют посуду и т. д.
Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
• «Волшебные палочки»
Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает на столе простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, треугольники дополнят его изображения.
Вечерние игры
• раскраски - раскрашивание изображений;
• трафареты - обводить по контуру и раскрашивать или вырезать;
• «рвакля» - рвать, мять, сгибать старые газеты, бумагу;
• с водой, в воде – пускать пузыри, играть с губками, слушать музыку воды;
• разные виды конструктора, мозаика, пазлы – собирать, соревноваться с папой, мамой или другими членами семьи;
• клубочки – сматывать нитки в клубочки (помоги бабушке);
• «грибник» - собирать игрушки с закрытыми глазами и др.
Мастерская Золушки (Самоделкина)
• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
• Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц.
• Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
• Из кнопок, особенно из цветных, получаются необычные картинки.
• Предложите ребенку собрать бусы, браслеты из бусинок, бисера для мамы, сестренки или куклы.
• У папы всегда найдется мягкая проволока, научите ребенка ее скручивать и создавать маленьких человечков и фигурки животных.
• Из природного и бросового материала можно сделать множество различных поделок.
Экспериментируйте, фантазируйте вместе со своими малышами! Совместные дела и творческая активность способствуют сближению всех членов семьи, дети учатся быть инициативными, у них развиваются навыки самоорганизации.
Систематические занятия физическими упражнениями и разнообразными видами спорта повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка, развивают силу и ловкость рук, пространственную и моторную координации.
Поэтому организуйте дома
Мини-стадион
- лазанье по гимнастической стенке
- подтягивание на турнике
- лазанье по канату
- игры с мячом
- игра «дартс»
- прыжки на скакалке
- теннис
- бадминтон
Очень важно проводить с детьми массаж или самомассаж кистей и пальцев рук.
Массажные упражнения развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка.
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание каждого пальца вдоль, затем поперек (направление движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев).
- Прижимание каждого ногтя указательным пальцем, сдвигая палец, «катая» его влево – вправо. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
- Потягивание за кончики пальцев (ногтевые фаланги)
Пальчиковая гимнастика за столом развивает точность и согласованность рук и глаз.
• Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
• Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
• Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
• Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе, поочередно и одновременно.
• Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро» обеими руками и поочередно.
• Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола, сначала одной, затем другой, потом обеими руками одновременно.
• Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.
• Имитация игры на пианино.
И так, в процессе предложенных игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики пальцев рук, у детей совершенствуется:
- Сила рук
- Ловкость рук
- Координация движений рук
- Внимание
- Зрительная память
- Переключаемость с одного вида движений на другой
- Согласованность движений руки и глаз
- Усидчивость
- Аккуратность
- Образное мышление
- Фантазия
- Готовность руки к письму
- Речь
Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов, а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников.