Папки-передвижки

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. План работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Ирина Майкова
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. План работы по формированию культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. План работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Консультация для родителей (педагогов д/с).

С первых дней пребывания ребенка в д\с взрослые должны стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей.

Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первые месяцы посещения д\с. Для комфортного самочувствия ребенка в этот период большое значение имеет то, в какой мере у него сформированы необходимые КГН и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др).

Публикация «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста, План работы по формированию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах

Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию этих навыков и привычек (еще маленький, в д. с научат и т. д.). Многие дети приходят в д\с, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок - привыкли к памперсам, не умеют раздеваться, пользоваться носовым платком, мылом, полотенцем и т. д.

Вырабатывать у детей КГН необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать», «Мишенька пойдет спать» и т. д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его). Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

Обучение некоторым навыкам, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

При формировании навыков многосоставного действия необходимо также научить определенным действиям, используя показ, совместные действия, упражнение в действии, например: «Подставь руки лодочкой», «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец».

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей, обращать внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Необходимо более широко пользоваться в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!».

Навыки самообслуживания

(Планирование д/с, ранний возраст)

Сентябрь.

1. Закреплять умение садиться на стул.

Игровые ситуации: «Где наш стульчик?», «Накормим зайку», «Посади Катю на стульчик», «В гости к бабушке», выполнение режимных процессов.

2. Учить самостоятельно пить из чашки.

Игровые ситуации: «Напои мишку чаем», «В гости к зайке», «Угости Машу компотом», режимные моменты.

3. Учить самостоятельно есть густую пищу ложкой.

Игровые ситуации: «Черпание ложкой зерен», «Накорми зверюшек», «Свари кашку», режимные моменты.

Октябрь.

1. Продолжать закреплять умение садиться на стул. Игровые ситуации: «Посади зайку на стульчик», «Кукла обедает», «Построим мишке стульчик», режимные моменты.

2. Продолжать учить самостоятельно пить из чашки, есть густую пищу ложкой. Игровые ситуации: «Переложи зернышки в другую миску», «Угости киску молоком», «Угости Лялю соком», режимные моменты.

3. Учить пользоваться полотенцем. «Умой Кате личико», «Искупаем Ваню», «Ай-да ручки», режимные моменты.

Ноябрь.

1. Продолжать учить детей самостоятельно есть разнообразную пищу ложкой. Игровые ситуации: «Переложи ложкой бусинки», «Накормим Машу обедом», «У кого салфеточка чистая?», режимные моменты.

2. Закреплять умение самостоятельно пить из чашки. Игровые ситуации: «Напои гостей чаем», «Вкусный компот», «Волшебная чашка», режимные моменты.

3. Продолжать учить с небольшой помощью взрослого мыть руки и пользоваться полотенцем. Игровые ситуации: «Умоем Лизе личико», «Водичка-водичка», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», режимные моменты.

Декабрь.

1. Учить аккуратно есть разнообразную пищу. Игровые ситуации: «Сварим куклам суп», «В гости к кукле Кате», «Накорми зернышками петушка», режимные моменты.

2. Продолжать развивать умение пользоваться полотенцем, водой и мылом. Игровые ситуации: «Мыльные пузырьки», «Мы умеем чисто мыться», «Искупаем малыша», режимные моменты.

3. Учить пользоваться носовым платком. Игровые ситуации: «Зайка простыл», «Найди платочек», «Посмотрись в зеркальце», «Вытри мишке носик».

Январь

1. Учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Раздень и уложи Машу спать», «Раздень носочки», «Помоги Кате снять сандали», режимные моменты.

2. Продолжать развивать умение пользоваться полотенцем, водой и мылом. Игровые ситуации: «Котенок умывается», «Мы умеем чисто мыться», «Искупаем Катю», режимные моменты.

3. Учить пользоваться носовым платком. Игровые ситуации: «Чистый носик», «Волшебный платочек», «Посмотрись в зеркальце», «Вытри зайке носик».

Февраль.

1Учить пользоваться салфеткой после еды. Игровые ситуации: «Вытри Кате ротик», «Где салфеточка», «Посмотрись в зеркальце».

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.

Игровые ситуации: «Раздень и уложи Машу спать», «Раздень носочки», «Помоги Кате снять

сандали», режимные моменты.

3. Учить детей, выходя из-за стола, задвигать за собой стул. Игровые ситуации:

«Помоги Маше поставить стульчики», «Брошенный стульчик», режимные моменты.

Март.

1. Учить детей, выходя из-за стола, задвигать за собой стул. Игровые ситуации: «Поставь стульчик на место», «Чей стульчик?», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Куклы хотят спать», «Повесь носочки на стульчик», «Сними сандалики», режимные моменты

3. Продолжать прививать потребность пользоваться носовым платком и салфеткой. Игровые ситуации: «Зайка простыл», «Найди платочек», «Помоги зайке почистить носик», «Возьми салфеточку».

Апрель.

1. Учить детей частично одевать одежду. Игровые ситуации: «Одень сандалики», «Одень мишку», «Кукла Ляля проснулась», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Помоги куклам раздеться», «Повесь колготки на стульчик», «Сними юбочку, шортики», режимные моменты

3. Продолжать воспитывать потребность в опрятности, умение пользоваться предметами с их назначением. Игровые ситуации: «Что этим делают?», «Вытри рот салфеткой», «Посмотрись в зеркальце», режимные моменты.

Май.

1. Воспитывать привычку вешать свою одежду на стульчик. Игровые ситуации: «Помоги Даше раздеться», «Чей стульчик красивее?», «Потеряшки на коврике», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Помоги Полине раздеться», «Повесь одежду на стульчик», «Вот какие мы большие!», режимные моменты

3. Продолжать воспитывать потребность в опрятности, умение пользоваться предметами с их назначением.

Игровые ситуации: «Для чего это?», «Кто чистюлька?», «Посмотрись в зеркальце», режимные моменты. Консультация для родителей (педагогов д/с).

С первых дней пребывания ребенка в д\с взрослые должны стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей.

Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первые месяцы посещения д\с. Для комфортного самочувствия ребенка в этот период большое значение имеет то, в какой мере у него сформированы необходимые КГН и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др).

Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию этих навыков и привычек (еще маленький, в д. с научат и т. д.). Многие дети приходят в д\с, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок - привыкли к памперсам, не умеют раздеваться, пользоваться носовым платком, мылом, полотенцем и т. д.

Вырабатывать у детей КГН необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать», «Мишенька пойдет спать» и т. д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его). Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

Обучение некоторым навыкам, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

При формировании навыков многосоставного действия необходимо также научить определенным действиям, используя показ, совместные действия, упражнение в действии, например: «Подставь руки лодочкой», «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец».

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей, обращать внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Необходимо более широко пользоваться в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!».

Навыки самообслуживания

(Планирование д/с, ранний возраст)

Сентябрь.

1. Закреплять умение садиться на стул.

Игровые ситуации: «Где наш стульчик?», «Накормим зайку», «Посади Катю на стульчик», «В гости к бабушке», выполнение режимных процессов.

2. Учить самостоятельно пить из чашки.

Игровые ситуации: «Напои мишку чаем», «В гости к зайке», «Угости Машу компотом», режимные моменты.

3. Учить самостоятельно есть густую пищу ложкой.

Игровые ситуации: «Черпание ложкой зерен», «Накорми зверюшек», «Свари кашку», режимные моменты.

Октябрь.

1. Продолжать закреплять умение садиться на стул. Игровые ситуации: «Посади зайку на стульчик», «Кукла обедает», «Построим мишке стульчик», режимные моменты.

2. Продолжать учить самостоятельно пить из чашки, есть густую пищу ложкой. Игровые ситуации: «Переложи зернышки в другую миску», «Угости киску молоком», «Угости Лялю соком», режимные моменты.

3. Учить пользоваться полотенцем. «Умой Кате личико», «Искупаем Ваню», «Ай-да ручки», режимные моменты.

Ноябрь.

1. Продолжать учить детей самостоятельно есть разнообразную пищу ложкой. Игровые ситуации: «Переложи ложкой бусинки», «Накормим Машу обедом», «У кого салфеточка чистая?», режимные моменты.

2. Закреплять умение самостоятельно пить из чашки. Игровые ситуации: «Напои гостей чаем», «Вкусный компот», «Волшебная чашка», режимные моменты.

3. Продолжать учить с небольшой помощью взрослого мыть руки и пользоваться полотенцем. Игровые ситуации: «Умоем Лизе личико», «Водичка-водичка», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», режимные моменты.

Декабрь.

1. Учить аккуратно есть разнообразную пищу. Игровые ситуации: «Сварим куклам суп», «В гости к кукле Кате», «Накорми зернышками петушка», режимные моменты.

2. Продолжать развивать умение пользоваться полотенцем, водой и мылом. Игровые ситуации: «Мыльные пузырьки», «Мы умеем чисто мыться», «Искупаем малыша», режимные моменты.

3. Учить пользоваться носовым платком. Игровые ситуации: «Зайка простыл», «Найди платочек», «Посмотрись в зеркальце», «Вытри мишке носик».

Январь

1. Учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Раздень и уложи Машу спать», «Раздень носочки», «Помоги Кате снять сандали», режимные моменты.

2. Продолжать развивать умение пользоваться полотенцем, водой и мылом. Игровые ситуации: «Котенок умывается», «Мы умеем чисто мыться», «Искупаем Катю», режимные моменты.

3. Учить пользоваться носовым платком. Игровые ситуации: «Чистый носик», «Волшебный платочек», «Посмотрись в зеркальце», «Вытри зайке носик».

Февраль.

1Учить пользоваться салфеткой после еды. Игровые ситуации: «Вытри Кате ротик», «Где салфеточка», «Посмотрись в зеркальце».

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого.

Игровые ситуации: «Раздень и уложи Машу спать», «Раздень носочки», «Помоги Кате снять

сандали», режимные моменты.

3. Учить детей, выходя из-за стола, задвигать за собой стул. Игровые ситуации:

«Помоги Маше поставить стульчики», «Брошенный стульчик», режимные моменты.

Март.

1. Учить детей, выходя из-за стола, задвигать за собой стул. Игровые ситуации: «Поставь стульчик на место», «Чей стульчик?», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Куклы хотят спать», «Повесь носочки на стульчик», «Сними сандалики», режимные моменты

3. Продолжать прививать потребность пользоваться носовым платком и салфеткой. Игровые ситуации: «Зайка простыл», «Найди платочек», «Помоги зайке почистить носик», «Возьми салфеточку».

Апрель.

1. Учить детей частично одевать одежду. Игровые ситуации: «Одень сандалики», «Одень мишку», «Кукла Ляля проснулась», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Помоги куклам раздеться», «Повесь колготки на стульчик», «Сними юбочку, шортики», режимные моменты

3. Продолжать воспитывать потребность в опрятности, умение пользоваться предметами с их назначением. Игровые ситуации: «Что этим делают?», «Вытри рот салфеткой», «Посмотрись в зеркальце», режимные моменты.

Май.

1. Воспитывать привычку вешать свою одежду на стульчик. Игровые ситуации: «Помоги Даше раздеться», «Чей стульчик красивее?», «Потеряшки на коврике», режимные моменты.

2. Продолжать учить детей частично раздеваться с небольшой помощью взрослого. Игровые ситуации: «Помоги Полине раздеться», «Повесь одежду на стульчик», «Вот какие мы большие!», режимные моменты

3. Продолжать воспитывать потребность в опрятности, умение пользоваться предметами с их назначением.

Игровые ситуации: «Для чего это?», «Кто чистюлька?», «Посмотрись в зеркальце», режимные моменты.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста. 1. Наглядная агитация. а)Родительские.

Способы формирования культурно-гигиенических навыков Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. План работы по формированию культурно-гигиенических навыков
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 08:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. План работы по формированию культурно-гигиенических навыков» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Майкова (УИ 132199) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД